Жизнеописание священномученика Павла Дернова. Вступление

3617
Фото

27 февраля 2019 года в городе Елабуга состоится прославление в лике святых убиенных протоиерея Павла Дернова и его сыновей Бориса, Григория и Симеона. В канун этого важного события в жизни Татарстанской митрополии мы начинаем публикацию материалов, опубликованных в книге Алексея Комиссарова «Жизнь и наследие священника Павла Дернова».

Русская Православная Церковь продолжает активную работу по сохранению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Наглядной иллюстрацией этого процесса являются частые обращения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к этой теме, а также процессы строительства и освящения храмов в честь новомучеников российских (яркий пример — храм в честь священномученика Кирилла, митрополита Казанского, в городе Казани). Способствовать дальнейшим трудам в этом направлении должен и официальный документ, принятый 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», который излагает четкую позицию Церкви по этому вопросу. В нем, в частности, мы слышим призыв активизировать работу на приходах по сохранению памяти всех лиц, пострадавших в годы гонений за веру и верность Церкви Христовой.

Имя священника Павла Дернова, убитого вместе с тремя сыновьями в городе Елабуге в феврале 1918 года красными карателями, уже достаточно хорошо знакомо и широко почитается как у него на родине, так и за ее пределами. Как известно, он стал жертвой самой первой, убийственной волны террора, когда расстреливали без суда и следствия, просто по одной лишь принадлежности к духовному званию, когда можно было поплатиться жизнью лишь за одно неверно сказанное обличительное слово. А, судя по свидетельствам очевидцев, священник Павел Дернов не молчал и был исполнен мужества обличать беззакония. При этом до кровавых событий 1918 года отец Павел Дернов был известен как один из самых скромных тружеников на ниве Христовой. Занятый церковным служением, законоучительством, заботой о семье, небольшим сочинительством, а для души — садоводством и гомеопатией, отец Павел Дернов на первый взгляд был типичным представителем дореволюционного духовного сословия. И лишь некоторая направленность его литературных трудов свидетельствует, что он был не ординарный батюшка. Особенно выделяется его серьезное научное исследование о масонах — «Масоны, как враги христианской церкви и государства», изданное накануне войны в Санкт-Петербурге в 1913 году. Эта отчасти пророческая книга позволяет нам увидеть и понять, почему именно ему в феврале 1918 года, в числе первых новомучеников российских, был уготован венец мученичества за веру. За ним пошли и его сыновья.

К сожалению, мы лишены возможности дать точную характеристику душевного состояния человека, тем более уже давно ушедшего из жизни. В таком случае мы предпринимаем попытку дать оценку его внутреннего мира по внешнему поведению и поступкам. И те многочисленные свидетельства о гибели отца Павла Дернова говорят о незаурядном мужестве этого человека, достойно принявшего смерть от одержимых богоборцев. Его мужество передалось и его сыновьям. Отцу Павлу Дернову в январе 1918 года исполнилось лишь 48 лет. Его сыновья — Борис, Григорий и Симеон — в силу пылкой молодости, конечно, приняли смерть яркую, но лютую. В них стреляли и их добивали. Но, несмотря на страх, смерть их была, несомненно, мужеством во имя Креста, т.к., не побоявшись карателей, они пошли и стали требовательно искать у карателей своего отца, который был всем известный в городе священник — слуга Христов.

Как известно, само по себе человеческое страдание ни от чего ни в этой жизни, ни в будущей не спасает. Очень часто кто-то страдает за свои грехи и ошибки, кто-то платит за чужие ошибки и промахи. Только Господу ведомы все наши пути. Ведь нам не известны имена всех людей, принявших смерть за Христа. Но мы должны помнить тех, кто просил палачей дать им перед смертью возможность исповедаться, помолиться и кто на самом деле перед казнью молился, истово и искренне, кто претерпел и нес свой крест до конца.

Как справедливо заметил протоиерей Андрей Ткачев в одной из проповедей:

«Им во многом было тяжелее, чем мученикам древности. Те часто жили в ожидании гонений, внутренне готовились к ним, как к вполне реальному, а то и неизбежному исходу земной жизни. Наши же страдальцы в большинстве случаев и представить не могли, что их православное Отечество станет одним большим концлагерем, а некоторые еще вчера верующие соседи — палачами и предателями.

В войне немалую роль играет фактор внезапности. Обескуражить противника, напасть неожиданно почти всегда означает смять его ряды, обратить его в бегство. В духовной войне законы те же. Лукавый долго готовился и внезапно напал. Но смял и обратил в бегство далеко не всех. Даже те, кто не верил в катастрофу, не был к ней приготовлен, быстро избавились от иллюзий, поправили фитили в светильниках и приготовились к смерти».

В 1981 году Архиерейским Собором РЦПЗ был утвержден Список Новомучеников и Исповедников Российских, где в общем списке на поминовение в неделю новомучеников и исповедников российских значился «ПАВЕЛ пресвитер (Дернов)».

Если обратиться к истории, то в 1918 году город Елабуга был уездным центром Вятской губернии, оставаясь таковым до административной реформы 1922 года, пока Елабужский уезд не вошел в состав вновь образованной Татарской Республики. В настоящее время город Елабуга является районным центром Республики Татарстан, а в церковном подчинении относится к Казанской епархии Татарстанской митрополии. Как известно, в Вятской митрополии проводилась большая работа по увековечиванию памяти священника Павла Дернова и его сыновей. На различных конференциях неоднократно звучали доклады с его жизнеописанием, проводились встречи с потомками отца Павла Дернова. В 2008 году было опубликовано первое издание книги кандидата исторических наук, члена комиссии Вятской епархии по канонизации святых А. В. Маркелова, приуроченное к 90-летию мученической кончины отца Павла Дернова и его сыновей. В феврале 2013 года увидело свет второе, значительно расширенное и дополненное, издание книги этого автора, вышедшее уже к 95-летию со дня гибели священника.

В 2018 году исполнилось 100 лет со дня мученической кончины священника Павла Дернова и его сыновей.

Достаточный запас времени способствовал планомерной подготовке к данной дате, собранию необходимых материалов, документов, свидетельств, уточнению места захоронения, и в итоге канонизации в сонме новомучеников и исповедников российских.

Склеп погибшего священника и его сыновей находится рядом с Троицким кладбищенским храмом в городе Елабуге. В этом храме отпевали отца Павла Дернова, в нем провожали его в последний путь с Голгофы.

Надеемся, что в будущем Троицкий храм будет восстановлен, а вместе с ним и весь Троицкий некрополь, где, как выяснилось после недавно опубликованных списков захоронений, оказались погребенными десятки священнослужителей и церковных благотворителей города Елабуги и ее окрестностей, память о которых, казалось, была стерта навсегда.

В одном из своих интервью игумен Дамаскин (Орловский), не одно десятилетие занимающийся изучением подвига новомучеников и исповедников российских, на вопрос о значении для нас их жизни и деяний ответил так:

«Первое значение — это то, что наши мученики последнего времени, как и древние, свидетельствуют об истине. Второе — это то, что мученики и исповедники Русской Православной Церкви — это молитвенники о нас и наши заступники. И третье — это то, что мученики, их жизнь, их исповеднический подвиг являются образцом для нас самих, они зовут нас подражать их подвигу и убеждают, что это возможно. Мученики и вообще святые являются для людей одновременно и некоторыми маяками, помогающими не заблудиться среди бушующих вод моря житейского. Ориентируясь на них, можно видеть, что важно, что не важно, как они с точки зрения своей веры и своего благочестия видели вопросы, задаваемые человеку современным миром.

Это те значения мучеников и исповедников, понимание которых лежит на поверхности. Но есть и еще одно существенное значение. Представьте на минуту, что не было бы этого подвига мучеников и исповедников в XX веке, не было бы православных людей, верных Истине, а все люди уступили бы безбожию, пренебрегли бы христианскими идеалами, сами пошли бы до конца за безбожниками. Если бы это произошло, то какая бы история у нас была сейчас, где бы мы были и были бы вообще. Мученики и исповедники показали подвиг верности Христу, это — свидетельство о жизни и дееспособности самого человечества. Не было бы их, не было бы и истории, как она была когда-то прервана всемирным потопом. Если есть мученики у Церкви, значит, еще есть жизнь на земле, значит, Слово Божие еще обитает с нами и ведет нас к спасению, к жизни вечной. Когда же не будет этого, то тогда Господь явится для Страшного суда.

Однако сейчас мы плохо осознаем значение мучеников и тем самым не являем в себе такой христианской добродетели, как благодарность. Мы слепы в том смысле, что не видим опасности своего существования в настоящем времени. Если бы мы такую опасность видели, то прибегали бы с молитвой к мученикам, как ближайшим своим современникам и сродникам, старались бы использовать их опыт, обогатиться им, ибо и они жили в эпоху торжествующего безбожия, но только ныне Господь их молитвами на время дал людям некоторое облегчение».

В издании Алексея Комисарова объединены все находящиеся в его распоряжении данные, имеющие отношение к истории семьи, жизни и биографии священника Павла Дернова. (Некоторые из них мы опубликуем на портале «Православие в Татарстане») Огромную ценность представляют воспоминания дочери расстрелянного священника — Варвары Павловны Дерновой, непосредственного очевидца и свидетеля тех страшных событий, а также обширные воспоминания Екатерины Евгеньевны Дерновой, внучки отца Павла Дернова, и другие свидетельства современников тех лет. По мнению автора, это может помочь читателю лучше понять и охватить исторический контекст тех лет и перспективу. Огромный фотоматериал, обработанный и подписанный, был любезно предоставлен правнуком отца Павла Дернова Григорием Дерновым. Также неоценимую помощь и поддержку в сборе архивных и исторических материалов оказала Анна Сергеевна Филиппова, внучка отца Павла Дернова по линии его сына Сергея Павловича. Отдельная благодарность работникам многочисленных архивов и библиотек России за помощь в поиске архивных материалов, большинство из которых были предоставлены на безвозмездной основе.

Некогда Господь Иисус Христос предсказывал Своим ученикам: «Наступит даже время, когда всякий убивающий вас будет думать, что он этим служит Богу» (Иоан. 16, 2). Это пророчество, многократно исполнявшееся в истории христианской Церкви, ныне исполняется у нас, в России. У нас в России избивают православную веру сами ее поклонники и думают, что этим они служат Богу»[1].

Далее священник Павел Дернов предлагает, как можно противостоять этим тенденциям: «Да, опасность велика. Но от нас зависит сделать ее меньшей. Выше мы видели, как хитро масоны умеют незаметно заставлять нас служить их скрытым преступным целям. Будем пред всеми разоблачать эти преступные цели и указывать те печальные явления нашей жизни и деятельности, которые ведут к достижению их. Но сами, действуя в направлении, противоположном этим целям, и других убеждая к подобным же действиям, не будем самонадеянными. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господъ сохранит град, всуе бди стрегий (Псал. 126, 1). Это слово Божие не нужно забывать, а также — помнить нужно слова Христовы: Без Мене не можете творити ничесоже (Иоан. 15, 5). Поэтому воспитание в себе духа веры Христовой чрез постоянное общение с Богом в молитве да будет средством, подкрепляющим нас на деятельную и обязательную для каждого члена Христовой Церкви и истинного сына своего Отечества борьбу с противохристианскими и масонскими течениями жизни».

Таким образом, отец Павел Дернов призывает нас, христиан, к постоянному воспитанию в нас духа веры Христовой, а средством к этому может служить только искренняя молитва Богу. И когда пришла непосредственная антихристианская опасность, отец Павел Дернов поступил так, как сам учил в своих книгах и проповедях. А своей смертью явил для нас то, что призывы его к воспитанию в себе духа веры Христовой были для него не пустыми словами, а руководством к действию и одним из ярких примеров мученичества за Христа, которыми была спасена вера Православная и наша страна — Великая Россия!

Завтра мы расскажем о годах возрастания и учебы Павла Дернова. Следите за нашими материалами.


[1] Свящ. П. Дернов. Масоны, как враги христианской церкви и государства. С.-Петербург, «Колокол», 1913 г. С. — 59.

Новости по теме

В Центральной районной больнице Елабуги совершён молебен о здравии пострадавших в результате атаки БПЛА В Центральной районной больнице Елабуги совершён молебен о здравии пострадавших в результате атаки БПЛА

3 апреля, в среду третьей седмицы Великого поста, в молитвенной комнате в Центральной районной больнице Елабуги был совершён молебен о здравии пациентов.

Сёстры милосердия Елабужского Свято-Елисаветинского сестричества оказывают помощь нуждающимся Сёстры милосердия Елабужского Свято-Елисаветинского сестричества оказывают помощь нуждающимся

24 марта сёстры милосердия Елабужского сестричества во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы организовали благотворительный обед для нуждающихся в Доме милосердия.

В Елабуге прошёл Сретенский бал В Елабуге прошёл Сретенский бал

В начале марта в городском дворце культуры города Елабуги прошёл Сретенский бал.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года