«Стараемся идти по тому пути, который Бог нам начертал…»

1293
Фото

В 2023 году Казанская православная духовная семинария отмечает 300-летие с момента своего основания. В нашем городе во второй половине XIX — начале XX века была одна из четырех духовных академий со своими славными традициями, выдающимися профессорами, сложившимися научными школами в области богословия, библеистики, канонического права, церковной истории. В 1997 году, после практически 80-летнего перерыва, в Казани было открыто духовное училище, впоследствии преобразованное в семинарию. О своей преподавательской деятельности и современном положении духовной школы мы поговорим с профессором, доктором педагогических наук, заведующим кафедрой филологических и общегуманитарных дисциплин Павлом Петровичем Тереховым.

Интервью главного редактора журнала «Известия по Казанской епархии», заведующего отделением магистратуры Казанской православной духовной семинарии, доктора церковной истории протоиерея Алексея Колчерина

Здравствуйте Павел Петрович! Прежде всего, позвольте поздравить Вас с началом учебного года и пожелать сил, терпения, здоровья! У вас огромный педагогический стаж, подскажите пожалуйста, где вы находите каждый год силы и мотивацию идти к студентам, передавать свои знания и навыки?

— Здравствуйте! Ну, конечно, опыт действительно уже большой, годы прошли приличные. В своем Институте культуры (Казанский государственный институт культуры — прим. ред.), где я работаю, считаюсь уже «патриархом», и ректор всегда обращается ко мне — «Вы мой учитель, Павел Петрович». Меня этим не смутишь, этим не возгордишься, потому что лет мне уже много, и по мере необходимости приходится помогать советом нашим руководителям института.

В Казани, — мы вспоминали с коллегами-преподавателями буквально сегодня, — у нас открылось сначала духовное училище в 1997 году, потом семинария, а меня пригласили на третий год в 2000-м году. Я начал вести Риторику у первого набора, очень интересный курс, многие студенты которого стали священниками и совершают служение в Казани и других городах епархии.

Силы для преподавания находишь в том, что каждый год приходишь к молодежи, которую действительно нужно учить. Но в то же время у этой молодежи тоже нужно учиться, потому что в современных технологиях они разбираются гораздо лучше, чем мы. Пришлось на склоне лет освоить различные информационные технологии, чтобы работать и приносить пользу. Без этого знания очень сложно было бы работать еще вот в каком направлении. Уже много лет, около двадцати, я являюсь экспертом Росаккредагентства, чаще всего провожу проверки высших учебных заведений в области культуры, а также классических университетов. Так что приходится постоянно находиться в форме.

Очень интересно, Павел Петрович! Для нас, преподавателей, имеющих уже определенный опыт работы, но, конечно, на порядок меньше, чем у вас, есть потребность равняться на вашу когорту преподавателей, с таким уважением относящимся к своей профессии. Вы всегда выглядите опрятно и бодро, никогда не позволите себе опоздать на лекцию или не прийти без уважительной причины. И студенты с большим желанием ходят на ваши занятия. Воспитанники духовной семинарии значительно отличаются от студентов светских вузов. Каковы были ваши ожидания перед началом преподавания в семинарии? Насколько они оправдались? Меняются ли студенты семинарии — какими они были 20 лет назад, и кто приходит в семинарию сегодня?

— Конечно, студенты духовной семинарии, особенно первые выпуски, очень отличались от студентов наших гуманитарных вузов, с кем я сталкивался. Знаете, чем они отличались? Прежде всего своей серьезностью, усердными трудами по овладению знаниями, потому что наряду с изучением дисциплин им приходилось еще помогать при служении в церкви, заниматься хозяйственными работами, и они все это успевали делать. Среди духовенства казанских приходов много наших выпускников, ставшими авторитетными священнослужителями. Большую роль здесь сыграла руководящая роль наших митрополитов, которые требовали, чтобы духовенство получило хорошее образование. Последние лет десять обучение в семинарии проходят весьма большие группы студентов заочного отделения, в основном состоящих из духовенства, не получивших в свое время духовного образования, что возвышает роль священника в нашем просвещенном обществе.

Окружающий мир стремительно меняется, и ставит новые вызовы перед Церковью и священнослужителями. Кроме библейских, богословских, церковно-исторических, литургико-канонических дисциплин, являющихся базовыми для духовной семинарии, какие дисциплины гуманитарного профиля на сегодняшний день наиболее актуальны для будущих священнослужителей?

— Так как я человек из вуза культуры, проработавший там всю жизнь, при тесном общении с нашими семинаристами младших курсов, обращаешь внимание на то, что у них очень невысокий общекультурный уровень. Сегодня на лекции мы знакомились с литературным русским языком, его звучанием, влиянием диалектов. Даже выдающийся актер «держит» свой диалект, например, знаменитая советская актриса Нонна Мордюкова имела склонность к южно-русскому диалекту. Спросил, — Кто-нибудь слышал о ней? — никто не слышал. Фильмы с ее участием они не видели, а мы в свое время сами воспитывались на них и на них учили. Культурный уровень студентов желательно поднять, для этого в нашу семинарию мы должны хотя бы два-три раза в семестр приглашать поэтов, писателей, музыкантов, чтобы они рассказывали о своем творчестве. Есть у нас замечательный кинорежиссер Алексей Барыкин, доцент института культуры (автор трилогии «Заступница», «Осанна», «Святитель» — прим. ред.), высокообразованный человек, встреча с ним принесла бы большую пользу, он мог бы рассказать о современном кино и участии в нем. Без визуальных впечатлений современный молодой человек жить не может, поэтому он должен получать правильные впечатления, например, от хорошего кино. Поднять уровень культуры студентов — важная задача нашей семинарии.

В 2022 году произошли преобразования в структуре кафедр Казанской православной духовной семинарии. Расскажите пожалуйста о возглавляемой вами кафедре, основных направлениях, планах работы.

— Наша кафедра теперь называется «Кафедра филологических и общегуманитарных дисциплин». Совместно, представители педагогической сферы и филологи, мы можем влиять на культурный уровень наших студентов. И задачи общие для нашей семинарии: поднять уровень учебно-методического обеспечения, повысить количество научных публикаций наших преподавателей, участие в научных конференциях. Непросто это дается, хотя преподаватели-филологи оказались весьма отзывчивыми. Мне передали рукопись Маргариты Михайловны Петровой «Латинский язык», готовим ее опубликовать, также готовятся учебные тексты по английскому языку для публикации. Издание учебно-методических пособий необходимо прежде всего для нашей семинарской библиотеки, для занятий студентам.

Павел Петрович, у Вас колоссальный опыт преподавательской работы, научного руководства, участия в диссертационных советах. Также Вы являетесь экспертом Росаккредагентства и неоднократно посещали духовные семинарии в разных городах нашего Отечества. Расскажите пожалуйста, какие Казанская православная духовная семинария, быть может, имеет преимущества перед другими духовными школами, и что нам следовало бы перенять у посещенных вами семинарий для дальнейшего развития?

— Когда приезжаем на аккредитацию вуза культуры в разные города нашей страны, стараюсь зайти в местную духовную семинарию. Лет пять назад был в Омской духовной семинарии, сложились дружественные отношения, с ними удалось сделать совместную публикацию материалов конференции по православной педагогике. В последний раз было посещение Хабаровской духовной семинарии, после которого я остаюсь в очень хороших дружеских отношениях с ее проректором, постоянно поздравляем друг друга с праздниками, обсуждаем возможность их участия в наших конференциях. У всех, конечно, своя специфика. Хабаровск — это Дальний Восток, многие миссионеры проповедовали в тех краях, и у них очень интересные истории о проповедниках и развитии православной миссии.

Что касается нашей семинарии. То, что мы находимся в центре России, в университетском городе Казани, накладывает отпечаток высшего уровня качества преподавательских кадров. Привлечены наши профессора из Казанского государственного университета, бывшего Педагогического университета, Института культуры — это сказывается на уровне подготовки наших семинаристов.

Казанская православная духовная семинария движется к получению государственной аккредитации, администрация и преподаватели по благословению Его Высокопреосвященства Митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла усердно над этим работают. И хотелось бы спросить у вас, как эксперта по аккредитации, в какой мере мы готовы к прохождению данной процедуры?

— Конечно, государственная аккредитация — это тот порог, который обязательно должен преодолеть любой вуз. Прохождение аккредитации предоставляет право выдавать дипломы государственного образца. К прохождению аккредитации следует серьезно готовиться. У нас не так много образовательных программ, но все равно комиссия приезжает и все проверяет. Учебные планы, рабочие программы, аннотации, записи в журналах — все должно сходиться, как в математике. Но самое главное — все должно сходиться в ответах на контрольные вопросы при проверке остаточных знаний студентов. Нужно с ними специально поработать, вспомнить, что они проходили в прошлые учебные годы. Так что для прохождения аккредитации должны быть готовы и бумаги, и проявлены конкретные знания студентов по этой программе.

Павел Петрович, Вам огромная благодарность за то, что согласились поделиться своими воспоминаниями и опытом. А также позвольте выразить признательность от себя лично и всех ваших учеников, потому что вы работаете с душой, открыты для всех, не ругаете учеников, а наоборот подбадриваете. Уважение и любовь к вам со стороны студентов есть отражение того, насколько вы сами относитесь к ним с большим уважением и доверием.

— То, что мы даем студентам, они потом будут воплощать в своей жизни. Мы также стараемся быть примером для студентов в своей работе, в своей семье. У меня сын — глубоко верующий человек, очень современный, имеет престижную должность, у него шестеро детей, всей семьей ходят в церковь, соблюдают посты. У дочери также верующая семья, сохраняются православные традиции. Всей семьей стараемся идти по тому пути, который Бог нам начертал.

Спасибо, Павел Петрович! Всего вам доброго!

Новости по теме

В Казани состоялось итоговое заседание экспертной комиссии регионального этапа XIX ежегодного Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»
Интервью 18 апреля 2024
В Казани состоялось итоговое заседание экспертной комиссии регионального этапа XIX ежегодного Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

В Управлении Казанской епархии состоялось итоговое заседание экспертной комиссии I этапа XIX ежегодного Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Хор Казанской духовной семинарии выступил с концертом, посвященным творчеству А. А. Архангельского
Интервью 17 апреля 2024
Хор Казанской духовной семинарии выступил с концертом, посвященным творчеству А. А. Архангельского

16 апреля в Казанском художественном училище имени Н. И. Фешина состоялась лекция «Внуши, Боже, молитву мою…», посвященная жизни и творчеству выдающегося русского хорового дирижера и композитора Александра Андреевича Архангельского (1846—1924).

В художественном училище им. Николая Фешина состоится лекция-концерт хора Казанской семинарии «Внуши, Боже, молитву мою…»
Интервью 11 апреля 2024
В художественном училище им. Николая Фешина состоится лекция-концерт хора Казанской семинарии «Внуши, Боже, молитву мою…»

16 апреля в актовом зале Казанского художественного училища им. Н.И. Фешина состоится лекция-концерт «Внуши, Боже, молитву мою…».

В Казанской духовной семинарии состоится конференция «Преподобный Иоанн Лествичник и его наследие»
Интервью 9 апреля 2024
В Казанской духовной семинарии состоится конференция «Преподобный Иоанн Лествичник и его наследие»

12 апреля в Казанской православной духовной семинарии пройдёт конференция «Преподобный Иоанн Лествичник и его наследие».