8 февраля. Память мучеников Анании, пресвитера, Петра и с ними семи воинов

3582
Фото

Седмица 36-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобных Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V—VI).

Преподобного Ксенофонта Робейского (1262). Мучеников Анании пресвитера, Петра, темничного стража, и с ними семи воинов (295). Преподобного Симеона Ветхого (ок. 390). Перенесение мощей преподобного Феодора, игумена Студийского (845). Святителя Иосифа, архиепископа Солунского (830). Благоверного Давида IV Возобновителя (Строителя), царя Иверии и Абхазии (1125) (Груз.).

Мученика Иоанна Попова (1938).

Память архиепископа Рязанского и Зарайского Амвросия (Яковлева-Орлина). Игумен Кизического монастыря г. Казани и префект Казанской духовной семинарии (1785-1790), архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Казанского кремля (1790-1791), ректор Казанской духовной семинарии (1793-1794). Скончался в Рязани 26 января 1809 г.

Память убиенного архиепископа Куйбышевского Иринея (Шульмина). Уроженец г. Казани (1893), выпускник Казанских духовных училища, семинарии (1914) и академии (1918). Монашество и священный сан принял в Казани. Являлся епископом Мензелинским (1923-1924), Елабужским (1925-1930) и Мамадышским (1930-1934), викарием Казанской епархии. Временно управлял Казанской епархией с 23 марта по 11 августа 1933 г. Расстрелян в Самаре 8 февраля 1938 г.

Преподобные Ксенофонт, супруга его, Мария и сыновья их, Аркадий и Иоанн

Преподобный Ксенофонт, его супруга Мария и сыновья Аркадий и Иоанн явили пример того, как благочестивая семья даже при разлучении соединяется духовно промыслом Божиим. Знатные родители отправили сыновей за море учиться, но корабль потерпел крушение и братья были выброшены волнами на берег в разных местах. Скорбя о разлучении, они посвятили себя Богу и приняли иночество. Родители молились о них, уже считая погибшими, но Ксенофонт советовал жене верить, что Господь сохранит детей. И правда, спустя несколько лет супруги во время паломничества в Иерусалим встретили сыновей, подвизавшихся в разных монастырях. Обрадованные, Ксенофонт и Мария сами приняли иночество. Их сыновья, простившись с родителями, ушли отшельниками в пустыню, где после долгих подвигов прославились даром чудотворений и прозорливости.

Мученики Ананий, пресвитер, Петр и с ними семь воинов

Святой Анания, отличавшийся ревностью о Боге и мудростью, был рукоположен во пресвитера, несмотря на свою юность. Однажды он увидел языческий храм, полный идолов. Он помолился, чтобы Господь явил Свою силу и обличил ложных богов. По его молитве идолы пали, а храм был разрушен. Язычники, видевшие молитвы Анании, в возмущении повлекли его в темницу. В тюрьме святому пресвитеру явился Сам Господь. Ставший свидетелем этого явления темничный страж Пётр обратился ко Христу и также подвергся мучениям. После многих истязаний святых на три дня заперли в жарко растопленной бане, но по открытии обнаружили невредимыми. Увидевшие это чудо семь воинов также уверовали во Христа. Так как попытка предать святых огню и диким зверям не удалась, мучеников утопили в море. По пути на казнь Анания крестил воинов.

Евангелие дня

Христос явил нам образ совершенного человека, а потому мы призваны учиться у Него всему и всегда, обращаться к Нему в молитве и просить, чтобы мы с Его помощью стали «неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными» (Флп. 2:15). Проще всего подражать во внешнем, но, чтобы внешнее стало выражением внутреннего состояния, необходимо изменить образ мысли. Конечно, мы не можем постичь мыслительный процесс Христа, но мы можем увидеть, что Он не допускал в Своих размышлениях так называемых логических разрывов, Господь мыслил последовательно, и одно его суждение всегда вытекало из другого. Эта способность Спасителя зачастую ставила в тупик Его оппонентов не меньше, чем и Его способность совершать необычайные чудеса. Один из примеров такого рода мы можем найти в том отрывке из 11-й главы Евангелия от Марка, который сегодня звучит во время Литургии в православных храмах.

Глава 11.

27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины

28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?

29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.

30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.

31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?

32 а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.

33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Если мы обратим внимание на всю 11-ю главу Евангелия от Марка, то нам станет понятно, какими событиями были вызваны адресованные ко Христу вопросы: незадолго до этого Господь нарушил установившийся храмовый порядок — Он выгнал торгующих из Иерусалимского храма. Вполне естественно, что после этого к нему пришли те люди, которые, поправ библейские постановления о храме, допустили в нём торговлю. Эти люди находились на вершине иерархии израильского народа, они ощущали свою власть как полученную от Бога, а потому им и в самом деле необходимо было узнать, по какой причине Христос поступил так, как Он поступил. В действиях Спасителя эти люди видели превышение полномочий, они готовы были наказать Его, но для начала нужно было провести небольшое следствие и задать формальные вопросы. Именно это они и сделали.

А дальше мы видим сцену нарушения логики в суждениях первосвященников, книжников и старейшин: вопрос об Иоанне Предтече ставит их в тупик, они не могут найти безопасного для себя ответа на этот вопрос, ну а тупик стал возможен именно по той причине, что они искали ответ не истинный, а безопасный и удобный. Нечто подобное происходит всякий раз, когда человек избирает не следование благой и всесовершенной воле Божией, а удобное, безопасное и традиционное. Христос же мыслил и действовал не так, как первосвященники, книжники и старейшины, Он не искал ни удобного, ни безопасного, а потому мы не сможем найти даже намёка на логические разрывы в Его словах, Он всегда последователен и всегда предельно прозрачен в Своих суждениях, именно поэтому Его никто не мог «уловить в слове» (см. Лк. 20:26), оппоненты Спасителя неизбежно проигрывали Ему в дискуссии, и это понятно: беседовать на одном уровне с Ним смог бы лишь тот, кто, как и Спаситель, искал не удобного и безопасного, а истинного, то есть такой человек, каким был, к примеру, Предтеча Господень Иоанн, такой, какими были древние и новые христианские мученики, а также все угодившие Богу святые.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

После долгих лет пребывания под властью атеизма наши люди особенно остро почувствовали необходимость духовных источников в своей жизни, и мы знаем, что за прошедшие 25 лет произошло нечто, чего не знает мировая история. За 25 лет были построены тысячи храмов, созданы тысячи православных приходов, сотни монастырей, десятки высших богословских учебных заведений. Произошло то, о чем и помыслить было невозможно. И эти изменения нельзя объяснить только миссионерскими усилиями Церкви, хоть они и были значительными. Чудо возрождения веры в наше секулярное время можно объяснить только особой силой Божественной благодати. И мы связываем присутствие этой благодати с подвигом тысяч новомучеников и исповедников, украсивших собой небосвод христианских святых. Это их молитвами и предстательством пред лицом Божиим воскресла православная Русь.

Паисий Святогорец о важности семейной молитвы

Молитва в семье обладает большой силой. Я знаю двух братьев, которые своей молитвой сумели удержать от развода своих поссорившихся родителей и не только удержать, но и связать их между собой еще сильней, чем раньше. Наш отец говорил нам: «Чем бы вы ни занимались, два раза в день вы обязаны отдавать Богу рапорт — для того, чтобы Он знал, где вы находитесь». Каждое утро и каждый вечер все мы: отец, мать и братья и сестры — совершали молитву перед иконостасом, а в конце молитвы клали поклон перед иконой Христа. А когда у нас в семье случалось искушение, трудность, то мы молились, чтобы оно разрешилось. Помню, когда однажды заболел мой младший брат, отец сказал: «Пойдемте, попросим Бога, чтобы Он или исцелил его, или забрал к Себе, чтобы он не страдал». Мы помолились всей семьей, и наш брат выздоровел. И за стол мы тоже садились все вместе. Сперва читали молитву, а потом начинали есть.

Церковные записки

Церковная записка (диптих, синодик, помянник) — помянник «О здравии» или «О упокоении», подаваемый для поминовения на проскомидии, ектении, молебне, панихиде, при чтении Псалтири.

Понятие «здравие» включает не только физическое, но и духовно-нравственное состояние человека. Упокоение подразумевает не бездеятельность, а мир с Богом. Записки сопровождаются жертвой на храм, рекомендуемый размер которой обычно указывается в церковной лавке, но не ограничивается этой суммой (Мк.12:41-44).

Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души усопших христиан, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от бескровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых Господь и Бог наш».

Не следует считать церковную записку аналогом индульгенции. Записка не заменяет, а дополняет личную молитву христианина.

Врагов обязательно нужно поминать. Как долго? По заповеди: пока не полюбите (Мф.5:44).

Молитвословия

Тропарь преподобного Ксенофонта Робейского

глас 4

Пустыни явился еси доброе прозябение, / отче преподобне, / от юности бо чистое житие изволил еси, / духовному учителю последуя, / и, того учением ум твой к Небесным вперив, / в пустыню вселился еси, / и в ней обитель создал еси, / и стаду твоему премудр наставник показался еси, / великому же Новуграду похвала и утверждение, / темже и Христос, яко пресветла светильника, / чудесы обогати и прослави тя. / Ксенофонте, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобных Ксенофонта, Марии и чад их

глас 4. Подобен: Явился еси:

В заповедех бодрствовал еси Владычних,/ нищим расточйвый твое богатство, блаженне,/ тихо с сопружницею и чады твоими,/ темже наследуете/ Божественное наслаждение.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года