10 февраля. Память преподобного Ефрема Сирина

5526
Фото

Седмица 36-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобного Ефрема Сирина (373—379). Преподобного Феодосия Тотемского (1568). Святителя Ефрема, митрополита Казанского (1613) (местночтимый).

Преподобного Ефрема Новоторжского (1053). Преподобного Ефрема Печерского, епископа Переяславского (ок. 1098). Преподобного Палладия пустынника (IV). Преподобного Исаака Сирина, епископа Ниневийского (VII).

Святого Феодора Богоявленского исповедника, пресвитера (1933); священномучеников Игнатия, епископа Скопинского, Владимира Пищулина пресвитера и преподобномученика Варфоломея Ратных, мученицы Ольги Евдокимовой (1938); преподобного Леонтия Стасевича исповедника (1972).

Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери.

Преподобный Ефрем Сирин

В юности преподобный Ефрем Сирин обладал раздражительным характером, часто ссорился. Но однажды он был несправедливо обвинен в краже овец и посажен в темницу. В узах Ефрем услышал во сне голос, призывавший к покаянию, и вскоре был оправдан. Тогда-то в нем и пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником, а затем — учеником святого епископа Иакова, известного аскета. Ефрем оставил немало трудов, а главное его наследие — покаянная молитва, читаемая Великим Постом: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Боже, очисти мя грешного!»

Святитель Ефрем, митрополит Казанский

Святитель Ефрем (Хвостов) возглавлял Казанскую епархию в сане митрополита Казанского и Свияжского с июля 1606 по 26 декабря 1613 гг. Местоблюститель Московского патриаршего престола (1612-1613), венчал на царство первого государя из династии Романовых Михаила Феодоровича. Скончался 26 декабря 1613 г., был погребен в «пещерке» за алтарем Преображенского собора Спасо-Преображенского монастыря Казанского кремля. С 1995 г. мощи находятся в Петропавловском соборе г. Казани. Местночтимый святой в Соборе Казанских святых. Память совершается в день тезоименитства святителя.

Евангелие дня

Христианская практика духовной жизни знает самые различные традиции. Одним из ярких примеров одновременного существования нескольких практик можно считать монашескую и мирскую практики христианской жизни. Очевидно, что, скажем, монашеский подход к молитве и аскетическому деланию значительно более строгий, чем то, что Церковь предписывает в качестве нормы мирянам. Однако при всех различиях, христианские духовные практики имеют явные общие черты, одна из таких черт — это необходимость ежесекундной готовности предстать пред Богом. Таковая необходимость напрямую вытекает из Евангелия, в частности, из притчи о десяти девах, которую содержит в себе 25-я глава Евангелия от Матфея. Эта притча звучит сегодня во время богослужения в православных храмах.

Глава 25.

01 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.

02 Из них пять было мудрых и пять неразумных.

03 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.

04 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

05 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

06 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.

07 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

08 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

09 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;

11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.

12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Взяв в качестве основы для притчи традиционную еврейскую брачную церемонию, Христос применил ситуацию ожидания жениха к ситуации ожидания Своего Второго Пришествия. Ни день, ни час Его Пришествия нам не известны, и известны быть не могут. Мы знаем лишь о самом факте будущего Христова Пришествия. Об этом факте знали и первые христиане, но они были уверены, что Христос придёт во славе в самое ближайшее время, именно по этой причине Древняя Церковь далеко не сразу озаботилась созданием земной церковной структуры, а также устройством собственных храмов. Первоначально же христиане вовсе не собирались задерживаться в этим мире надолго, они полагали, что Спаситель придёт со дня на день, а потому необходимо думать только о Горнем и не впадать в беспечность.

Однако Христос медлит, точно так же, как медлил жених из прозвучавшей только что притчи. Это обстоятельство производит на многих христиан точно такое же действие, как и медлительность жениха — мы склонны полагать, что это прекрасная возможность немного расслабиться, что можно в духовном смысле задремать и уснуть.

Христова притча очень оптимистична, она говорит, что лишь половина дев впали в это состояние, другая же половина оставалась бодрой и ни на секунду не переставала ждать жениха. Реальность же совсем иная: мы знаем, что в нашей стране христиан, которые хотя бы один раз в год приступают к Таинству Причащения Тела и Крови Христовых, едва ли наберётся больше трёх процентов от числа всех крещёных. Но и среди этих трёх процентов нет той половины, которая пребывает в непрестанной бодрости. Более того, многие из нас и вовсе уверены, что слова о Втором Пришествии — это нечто устаревшее и даже ошибочное. Есть среди нас и те, кто страшится встречи со Христом, понимая, что эта встреча уничтожит столь привычный и такой уютный мир существования без Христа.

Притча предупреждает нас, что отсутствие духовной бодрости может привести к отчуждению от Бога, что если жить вне постоянного памятования о Христе, то мы и в вечности рискуем остаться вне общения с Ним. Это страшно, потому как если мы не будем с Ним, то с кем же мы будем?

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня никто не может сказать, что Отечество наше — это духовно выжженная пустыня, не имеющая никаких признаков религиозной жизни… Сегодня возвращается Святая Русь. Может быть, мы еще не можем говорить об этом в превосходной степени, как хотелось бы, но духовное возрождение нашего народа совершенно очевидно. И объяснить это только нашими с вами трудами, убедительностью наших слов невозможно. Вообще трудно убедить сегодня людей, имеющих рациональный взгляд на почти все, что их окружает. Поэтому возрождение веры есть несомненное явление силы благодати Божией по молитвам новомучеников и исповедников Церкви нашей.

О каждении в храме

Каждение — неотъемлемая часть церковного богослужения. В новозаветное богослужение практика каждений перешла из Ветхого Завета. Согласно повелению Божию, в ветхозаветной скинии каждение должно было совершаться утром и вечером (Исх. 30:7—8). Во время совершения Моисеем каждения золотого жертвенника «облако покрыло скинию и слава Божия наполнила её» (Исх. 40:27, 34). Первый смысл каждения — это знак освящающей всех благодати Божией. Второй: каждение перед иконами — это воздание особой чести святым, изображённым на них. Поскольку же каждение икон совершается одновременно с каждением народа, то этим «выражается единство Церкви небесной и земной» (праведный Иоанн Кронштадтский).

Откровение апостола Иоанна Богослова даёт нам образ небесного богослужения, во время которого Ангел каждением доносит молитвы святых до Престола Божия: «И пришёл иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред Престолом. И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8:3—4). В свете этого видения каждение понимается как зримый образ молитвы, восходящей к Богу.

Каждение — это также символ жертвы Богу, на что указывает молитва, читаемая священником в конце проскомидии, когда диакон подходит с кадилом для благословения: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Святаго Твоего Духа».

Жизнь будущего века

Вспомним последний член (предложение) Символа веры: [Чаю (ожидаю)] «... жизни будущаго века».

Согласно Божественному Откровению история мира в определённый Богом момент времени закончится: (1) непродолжительным воцарением Антихриста, (2) Вторым пришествием Христа, (3) Всеобщим воскресением мертвых, (4) Страшным Судом и (5) преображением мира.

Последняя книга Библии называется — Откровение Иоанна Богослова. По-гречески откровение произносится как апокалипсис. Чьё это откровение? «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре» (Откр.1:1). Здесь говорится о последних судьбах мира, но понимать эту книгу без обращения к святоотеческому толкованию крайне сложно, вся она проникнута символами и образами.

У христианина есть три дня рождения: физическое, духовное (в Крещении) и день смерти в этом мире. Неслучайно дни памяти святых — это, главным образом, дни их смерти, дни рождения в блаженную жизнь вечную.

Молитвословия

Тропарь преподобного Ефрема Сирина

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Ефрема Сирина

глас 2

Час присно провидя Суда,/ рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный,/ делателен же был еси в делех учитель, преподобне./ Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

Тропарь преподобного Ефрема Новоторжского

глас 1

Божественною свыше благодатию просветився, Богомудре, / и по смерти яви тя светлость жития твоего, / темже источаеши мирови благоухание, / иже с верою притекающим к раце мощей твоих, Ефреме преподобне. / Тем вопием ти: / слава Давшему ти чудесем благодать, / слава Прославльшему тя в чудесех, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Ефрема Новоторжского

глас 8

Яко Богоявленная Российская звезда,/ днесь сияя чудесы, явился еси, преподобне отче Ефреме./ Тем не престай моляся о стаде своем,/ сохраняли отечество твое, град же и люди,/ иже тебе верою почитающих/ и к честным мощем твоим усердно притекающих,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Богомудре Ефреме, отче наш.

Тропарь преподобного Ефрема Печерского, епископа Переяславского

глас 8

Духом горя путешествия к святым местом, / странствовал еси в Греческую землю, / святителю Ефреме, / отнюдуже со многою пользою возвращаяся, / устав святаго Студийскаго монастыря списав, / аки некий многочестен дар, семо принесл еси, / имже и днесь Церковь Российская управляема / славит тебе, истиннаго о ней промысленника.

Кондак преподобного Ефрема Печерского, епископа Переяславского

глас 8

Церкви Православной Российской по желанию Бргоноснаго Феодосия устав Студийский принесшаго,/ во святйтелех же светло просиявшаго/ и стадо свое добре упасшаго,/ восхваляем тя, Ефреме,/ яко молящася Господеви о всех нас.

Тропарь преподобного Феодосия Тотемского

глас 1

От юности, преподобне Феодосие, / желание твое ко Христу Богу вперил еси, / егоже ради град и отечество оставль / и славу суетную, яко прах вменив, / последовал еси преподобному Димитрию / и обители его сожитель был еси, / преселився ко граду Тотьме / и в междоречие вселився, / постом и бдением, и власяным одеянием, / и веригами тело твое удручил еси. / Сего ради Бог, видев твоя труды, / по преставлении твоем чудесы обогати тя: / бесы изгоняеши и слепыя просвещаеши, / от всяких недуг и бед избавляеши приходящия к тебе с верою и вопиющия: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Дающему тобою всем исцеление.

Кондак преподобного Феодосия Тотемского

глас 8

Воздержанием плоть изнурил еси/ и непрестанными молитвами, яко Ангел, возвысился еси,/ струями же слезными бесовския полки погрузил еси./ И ныне во Свете невечернем ликуеши у Христа Бога/ и приходящим ко святому твоему гробу неоскудно исцеление подаеши,/ верою вопиющим тебе:/ радуйся, отче Феодосие Богомудре.

Новости по теме

Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском
Публикации 10 февраля 2024
Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском

10 февраля совершается память святителя Ефрема, митрополита Казанского и Свияжского

Свидетельство молитвенной помощи митрополита Казанского и Свияжского Ефрема
Публикации 10 февраля 2023
Свидетельство молитвенной помощи митрополита Казанского и Свияжского Ефрема

10 февраля, в день памяти преподобного Ефрема Сирина (373–379), совершается память митрополита Казанского и Свияжского Ефрема. Предлагаем вашему вниманию свидетельство жительницы города Улан-Удэ Раисы о молитвенной помощи казанского архипастыря.

26 сентября — годовщина обретения мощей святителя Ефрема
Публикации 26 сентября 2022
26 сентября — годовщина обретения мощей святителя Ефрема

26 сентября — годовщина знаменательного события в истории Казанской епархии — в 1995 году в ходе раскопок на территории Казанского Кремля были обретены мощи митрополита Казанского и Свияжского Ефрема.

Свидетельство о помощи Божией по молитвам митрополита Казанского и Свияжского Ефрема
Публикации 10 февраля 2022
Свидетельство о помощи Божией по молитвам митрополита Казанского и Свияжского Ефрема

Вечером 8 января 2021 года я, р.Б. Игорь, вместе с супругой приехали в замечательный город Казань, который давно хотели посетить. Промыслительность этой поездки началась с самой даты приезда.