16 февраля. Память праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

6342
Фото

В этот день совершается память:

Попразднство Сретения Господня. Праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1912).

Благоверного князя Романа Угличского (1285). Святителя Симеона, епископа Полоцкого, епископа Тверского (1289). Святителя Игнатия Мариупольского (1786). Пророка Азарии (X в. до Р. Х.). Мучеников Папия, Диодора, Клавдиана (250). Мучеников Адриана и Еввула (ок. 308—309). Мученика Власия Кесарийского (III). Собор святых Пермской митрополии (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 января).

Священномучеников Иоанна Томилова, Тимофея Изотова, Адриана Троицкого, Василия Залесского пресвитеров, преподобномученика Владимира Загребы и мученика Михаила Агаева (1938).

Память архиерейской хиротонии первого архиепископа Казанского и Свияжского свт. Гурия, состоявшейся в Успенском соборе Московского кремля 3 февраля 1555 г.

Священномученик Адриан Троицкий — уроженец Казанской губернии (1872), служил диаконом в храме с. Пестрецы Казанского уезда (1904-1910). Расстрелян в Йошкар-Оле 15 февраля 1938 г.

Память архиепископа Казанского и Симбирского Ионы (Павинского). Возглавлял Казанскую епархию с 6 ноября 1826 по 3 февраля 1828 гг. Скончался в Казани 3 февраля 1828 г., погребен в Благовещенском соборе Казанского кремля у южной стены.

Память архиепископа Херсонского и Одесского Димитрия (Ковальницкого). Возглавлял Казанскую епархию в сане архиепископа Казанского и Свияжского с 8 февраля 1903 по 26 марта 1905 г. При нем святотатцами была похищена чудотворная Казанская икона Божией Матери (1904). Скончался в Одессе 3 февраля 1913 г., погребен в местном Преображенском кафедральном соборе.

Престольные праздники

Придел правв. Симеона и Анны Богоявленского храма с. Киять Буинского района (К)

Придел прав. Анны Пророчицы собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря (К)

Праведный Симеон Богоприимец

Преподобный Никодим Святогорец (XVIII век) собрал предания древних авторов о Симеоне Богоприимце. Некоторые святые отцы называют Симеона священником. Другие добавляют, что он был из 70 (72) иудеев, работавших над греческим переводом Ветхого Завета (Септуагинта, или перевод Семидесяти) для египетского царя Птолемея. Праведный Симеон при переводе слов Книги пророка Исаии «Се дева во чреве приимет…» усомнился в их значении и получил обетование от Ангела, что доживёт до исполнения пророчества и примет на руки рождённого Девой Мессию. Приняв на руки Христа, праведный Симеон сказал Ему: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» (Лк. 2:29—31). Эта молитва была воспринята Церковью и вошла в чинопоследование вечерни. Кроме этого, она помещена среди благодарственных молитв по принятии Святых Христовых Таин. Святитель Афанасий Великий говорит, что Симеон, едва увидев Христа, просит отпущения, так как стремится скорее спуститься в ад, чтобы сообщить праведникам о приходе Избавителя.

Праведная Анна Пророчица

Помимо праведного Симеона Богоприимца в храме во время Сретения находилась пророчица Анна. Праведной Анне было 84 года. Как отмечает евангелист Лука, она была вдовой, «проживши с мужем от девства своего семь лет» (Лк. 2:36—40). Святитель Григорий Палама говорит, что в образе Симеона и Анны Господь показал, какими должны быть желающие встретить Христа — вне зависимости от того, семейные они или безбрачные. Отличительной чертой Анны было постоянное пребывание в храме — днём и ночью. Евангелие называет Анну пророчицей, так как она Духом Святым узнала приход Мессии. Она же и одна из первых благовестниц. Анна всему Иерусалиму исповедала свою веру в то, что настало время исполнения мессианских пророчеств: она «славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38).

Равноапостольный Николай, архиепископ Японский (1912)

Святитель Николай Японский был родом со Смоленщины, сыном диакона. Он успешно учился, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и принял постриг. Господь возжег в нем желание стать настоятелем консульского храма в Японии. Поначалу проповедь Евангелия показалась немыслимой. Настроения в Стране восходящего солнца не менялись с XVI—XVII веков — эпохи жестоких гонений и казней христиан-католиков. По словам святителя, «японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Восемь лет ушло на изучение народа, языка — и, наконец, православная проповедь возымела успех. Богослужение и преподавание на японском языке, уважение к обычаям позволили святителю найти путь к сердцам жителей островов и привести ко Христу более 30 тысяч человек.

Священномученик Адриан (Троицкий)

Протоиерей Адриан Троицкий родился в 1872 году в селе Билярском Казанской губернии в семье диакона. С 1890 года — псаломщик, через 3 года — учитель в Соляновской церковно-приходской школе. В 1903 году рукоположен во диаконы, через 7 лет — во иереи, служил настоятелем Троицкого храма в селе Михайловском Царевококшайского уезда Казанской губернии. С 1913 года — протоиерей. После прихода к власти большевиков в 1918 году был арестован по подозрению в участии в антибольшевистском крестьянском Княжнинском восстании в Марийском крае. Обвинение не подтвердилось, священника освободили. Вновь арестован в 1937 году, содержался в тюрьме города Йошкар-Олы, обвинен среди прочего в создании контрреволюционной группы и обложении прихожан непомерным налогом. Вины не признал, сказав: «Никакой контрреволюционной работы я не проводил. Хлебными налогами верующих я не обкладывал. Хлеб собирался по решению общины верующих». По приговору «тройки» НКВД расстрелян и погребен в безвестной могиле.

Евангелие дня

Какую пользу мы можем извлечь из конфликтов и столкновений с другими людьми? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 12.

01И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

02И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника.

03Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

04Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

05И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

06Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

07Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

08И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

09Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

10Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;

11это от Господа, и есть дивно в очах наших.

12И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

На протяжении истории взаимоотношения еврейского народа и святых пророков не ладились. Посланники Божии призывали людей исполнять волю Творца. Люди этого не хотели. Поэтому они требовали пророков замолчать. Если те не замолкали, они их гнали от себя. Если пророки возвращались, их били и даже убивали. Так Иезекиля и Захарию побили камнями, Исаию перепилили деревянной пилой, Иоанна Крестителя обезглавили. И это самые известные случаи. Однако и их достаточно, чтобы понять — отношения между евреями и Богом были напряжённые.

Именно на этом Христос и делает акцент в только что прозвучавшей притче. Обратите внимание на реакцию слушателей. Они соглашаются, что факты, на которые намекает Господь, имели место. Действительно, пророков убивали и убивают. Более того, иудеи осознают, что сказанное напрямую касается их самих. Как вы думаете, что сделал бы здравомысляший и рассудительный человек на их месте? Скорее всего, он задал бы вопрос: «что конкретно я могу сделать, чтобы эта ситуация не повторялась?» Но вместо этого иудеи страшно негодуют. Они признают правдивость обличений Господа, но сердцем не могу принять их. Что-то внутри них встаёт на дыбы. Ключевой вопрос — что это?

Всё очень просто. Это наша больная самость. Мы любим, чтобы жизнь была безопасна, предсказуема, стабильна. Нам не нравится терять своё. Мы очень болезненно отказываемся от своего имущества. С трудом избавляемся от старых привычек. Мы очень тяжелы на подъём. Мы боимся всего нового и неизвестного. Поэтому нам тяжело развиваться физически, интеллектуально и духовно, но очень просто скатиться в свинство. И в этом свинстве нам бывает очень часто тепло и уютно. Да, запах не очень. Но зато свой и привычный. Когда к нам приходят и говорят, что хорошо бы прибраться в комнате, у нас внутри поднимается волна неприятия и агрессии. Вот это и есть действие самости. Это наш эгоизм. Склонность к тому, чтобы закрыться в своём футляре и сказать, что кроме него больше ничего не существует. Моя колея, мой образ жизни и мысли самый правильный. Поэтому и не принимаем людей. Поэтому не принимаем Бога.

Это в очередной раз напоминает нам важность рассудительности и трезвенности для духовной жизни. Любое замечание, которое нам делают, мы обязаны принять к рассмотрению. Обязаны провести его исследование так, как ученые-естественники исследуют строение материи. Вдруг мне указали на опасного паразита, который прижился на мне и сосёт мои жизненные силы. Если же в ответ на замечание окружающих я встаю на дыбы, это прямой сигнал к тому, что задет мой эгоизм. В этой точке моя самость сконцентрирована с особой силой. Вот она и корчится от боли. Она не хочет ничего менять. Она не хочет умирать. А это означает, что здесь я и должен усиленно работать. Об этой проблеме я должен обращаться в молитвах к Творцу и говорить с духовно опытными людьми в беседах и на исповеди. Слушать их опыт борьбы с этой заразой. В том месте, где болит, должно становиться меньше меня со своими представлениями о жизни и больше Бога. Если мы так будем относиться к тем конфликтным ситуациям, в которых порой оказываемся, то в итоге замечания даже от самых неприятных людей будут вызывать у нас не досаду и раздражение, а принесут огромную пользу и духовный плод.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Конец человеческой истории — пришествие в мир антихриста — связан с торжеством зла и исчезновением добра. Еще совсем недавно было трудно себе представить, как люди смогут принять антихриста, несущего в мир зло, проповедующего это зло, как вообще можно согласиться со злом, неправдой, ложью. Однако если характерные для нашей современности опасные заблуждения, вытесняющие понятие греха из жизни и стирающие грань между добром и злом, будут нарастать, то в какой-то момент люди действительно начнут принимать зло за добро. Пока еще это трудно себе представить, особенно людям церковным, но то, о чем мы сейчас говорим, уже становится достоянием жизни современного человека. Понятие греха исчезает.

Второе Пришествие Христово

История этого мира закончится тогда, когда зло достигнет определённого предела, наступит время беззакония. Во второй раз Спаситель придёт во славе в сонме Ангелов, знамением его пришествия явится воссиявший на небе Крест.

Признаки приближения Второго Пришествия Господня: распространение Евангелия во всём мире (Мк.13:10); усиление зла (массовое вероотступничество, появление лжепророков, ложных учений, падение нравственности); общественные бедствия и войны, природные бедствия; гонения на христиан; обращение иудеев ко Христу.

Второе Пришествие будет внезапным и неожиданным и застанет врасплох тех, кто не готовился к нему. Отсюда призыв Спасителя к постоянному духовному бодрствованию.

Время Второго Пришествия Спасителя нам неизвестно. Некоторые пытаются прогнозировать точную дату, но для нас важно не знание даты, когда оно произойдёт, а в каком духовном состоянии мы встретим Спасителя. Нерелигиозный человек мечтает о внезапной смерти, а для христианина такая смерть воспринимается как наказание.

Когда митрополита Вениамина (Федченкова) спросили о сроках конца света, он ответил, что вычислять это было бы так же странно, как если бы больной забросил заботу о своем лечении и стал бы изучать: когда он умрет?

Молитвословия

Тропарь равноапостольного Николая, архиепископа Японского

глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне,/ служителю Христов верный и Богомудрый,/ цевнице избранная Божественнаго Духа,/ сосуде преизливающийся любве Христовы,/ Японския земли просветителю,/ святый Николае, иерарше равноапостольне,/ молися Живоначальней Троице/ о всем твоем стаде/ и о всем мире.

Кондак равноапостольного Николая, архиепископа Японского

глас 4

Странника и пришельца прият тя страна Японская,/ равноапостолъне святителю Николае,/ в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго,/ обаче теплоту и свет Христов источая,/ прелагал еси враги твоя в сыны духовныя,/ имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову,/ о ней же ныне молися,/ и тебе бо сынове ея и дщери взывают:/ радуйся, пастырю добрый наш.

Тропарь благоверного князя Романа Угличского

глас 4

От младенства явился еси,/ правоверный княже Романе,/ избран от Бога/ благочестия столп необорим,/ веру непорочну соблюл еси,/ молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси;/ темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ исцелявши бо недуги немощствующих,/ верою притекающих ко святому твоему гробу./ Сего ради вопием ти:/ радуйся, угодниче Божий Романе,/ града Углеча похвало и утверждение.

Кондак благоверного князя Романа Угличского

глас 8

Яко многосветлая звезда,/ всепразднственная память твоя возсия днесь, благоверный княже Романе,/ созывающи к похвалению люди твоя,/ песньми славословити честное житие твое/ и верно торжествовати святое твое успение,/ в немже молися, святе, ко Христу Богу нашему,/ еже избавитися нам от всех наветов вражиих,/ да вси зовем ти:/ радуйся, Романе пребогате, новый Российский чудотворче.

Тропарь праведного Симеона Богоприимца

глас 4

Симеон старец днесь веселится,/ восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога,/ от уз плоти разрешитися прося/ и вопия: видеста очи мои// спасение Твое мирови.

Кондак праведного Симеона Богоприимца

глас 4

Старец днесь отрешитися/ от юз моляшеся/ сего жития тленнаго,/ Христа восприят на руки,// Зиждителя и Господа.

Новости по теме

В Раифском монастыре почтили память святителя Николая Японского В Раифском монастыре почтили память святителя Николая Японского

16 февраля, в день памяти равноапостольного Николая, архиепископа Японского, в соборе Грузинской иконы Божией Матери Раифского Богородцкого монастыря была совершена Божественная литургия.

Об одном путешествии в гости к святителю Николаю Японскому
Публикации 16 февраля 2024
Об одном путешествии в гости к святителю Николаю Японскому

Прихожанка Казанско-Богородицкого мужского монастыря рассказывает о своей поездке в Японию

Воспоминания святителя Николая Японского о поездке в Казань
Публикации 16 февраля 2023
Воспоминания святителя Николая Японского о поездке в Казань

Предлагаемы вниманию наших читателей фрагмент из дневника святителя Николая Японского о его посещении города Казани в июне 1880 года

Встреча с Богом и молитва святого Симеона
Публикации 16 февраля 2022
Встреча с Богом и молитва святого Симеона

В истории праздника Сретения особенно удивительна фигура святого Симеона Богоприимца, ибо многому можно научиться у этого древнего праведника, который лишь на мгновение появляется на страницах Нового Завета.