17 февраля. Память преподобного Исидора Пелусиотского

4347
Фото

В этот день совершается память:

Преподобного Исидора Пелусиотского (ок. 436—440). Благоверного великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). Преподобнеого Кирилла Новоезерского (1532).

Преподобных Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV). Мученика Иадора (III). Священномученика Аврамия, епископа Арвильского (ок. 344—347). Преподобного Николая исповедника, игумена Студийского (868).

Священномученика Мефодия, епископа Петропавловского (1921); священномучеников Евстафия Сокольского, Иоанна Артоболевского, Александра Минервина, Сергия Соловьева, Иоанна Алешковского, Александра Соколова, Николая Кандаурова, Алексия Княжеского, Николая Голышева, Алексия Шарова, Александра Покровского, Аркадия Лобцова, Бориса Назарова, Михаила Рыбина, Николая Поспелова, Алексия Лебедева, Андрея Беднова, Димитрия Кедроливанского, Иоанна Тихомирова, Петра Соколова пресвитеров, преподобномучеников Серафима Вавилова, Феодосия Бобкова, преподобномученниц Рафаилы Вишняковой, Анны Ефремовой, Марии Виноградовой, Екатерины Декалиной и мучеников Иоанна Шувалова, Василия Иванова, Димитрия Ильинского, Феодора Пальшкова и Димитрия Казамацкого (1938).

Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский, викарий Омской епархии. Выпускник Казанской духовной академии (1902). Монашество и священный сан принял в Казани. Мученически скончался в Петропавловске (Казахстан) 17 февраля 1921 г.

Память епископа Вологодского и Тотемского Георгия (Анисимова). Уроженец Елабужского уезда Вятской губернии (1861). Служил настоятелем храма с. Костенеево Елабужского уезда (1885), являлся викарным епископом Елабужским с 30 января 1922 по 19 февраля 1925 гг. Скончался на покое в Нолинске Кировской обл. 17 февраля 1947 г.

Преподобный Исидор Пелусиотский

Преподобный Исидор Пелусиот родился в Александрии. Одарённый блестящими способностями, он получил прекрасное образование, но отказался от светской карьеры и принял постриг в монастыре на Пелусиотской горе. По просьбе братии обители преподобного избрали настоятелем, и он принял священный сан.Услышав о служении Иоанна Златоуста, святой отлучился из монастыря и пришёл в Константинополь, чтобы послушать проповеди великого святителя. На письменное наследие преподобного Исидора проповеди Златоуста оказали заметное влияние. Когда святителя за обличение императрицы Евдоксии незаконно низложили с кафедры и отправили в ссылку, преподобный Исидор встал на его защиту. Он не раз в письмах увещал императора Аркадия и архиепископа Феофила прекратить гонение на святителя Иоанна, но безуспешно.

Евангелие дня

Почему в Евангелии так часто звучат слова Иисуса Христа о прощении? Какое отношение прощение имеет к вере в Бога? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 17-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 17.

03Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

04и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.

05И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

06Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

07Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?

08Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

09Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

10Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

Только что прозвучавший отрывок начинается со слов Христа о прощении. Даже если человек регулярно совершает против нас грех, но потом признает свою неправоту, необходимо его простить. Простить, то есть дать ещё один шанс. Начать отношения с чистого листа. Будто ничего и не было. Ведь всякому свойственно ошибаться. Причем не единожды.

Ученики понимают тяжесть этой задачи. Ведь легко сказать: «прощаю». Это язык говорит. Но зачастую тяжёлый осадок в сердце всё же остаётся. Копится обида. Её всё больше и больше. И вот в один момент, после того как семь раз мне наступили на любимую мозоль, этой обиды столько, что при виде обидчика на языке одна желчь. Пусть хоть в лепёшку разобьётся передо мной, видеть его не могу. Как же научиться не только говорить «прощаю», но и отпускать обиду сердцем? Апостолы сами находят ответ. Именно поэтому они просят Христа умножить в них веру. Какая же связь между верой и прощением?

Давайте разберёмся, что такое обида? В большинстве случаев обида — это наши неоправданные ожидания. Я-то думал, когда женился, что она мне будет каждый день завтраки в постель подавать, а она даже яичницу не умеет жарить. Я-то думала, когда выходила замуж, что он два раза в год меня на Мальдивы вывозить будет, а у него зарплаты даже на то, чтобы обои поклеить на кухне, не хватает. Откуда эти претензии? От ожиданий, которые во мне живут. Ведь я великий архитектор. В своей голове я спроектировал целый мир. Люди, вещи, события живут в нём по моим правилам. Даже Бог в этом мире играет свою роль. Важную, но второстепенную. Он мой покровитель, помощник и защитник. Но на самом же деле это мой фестиваль. И когда что-то идёт не по моему сценарию, начинает копиться недовольство. Прощу один раз, второй, на третий подумаю, на четвёртый взорвусь.

В чём же моя ошибка? Я не учитываю того, что каждый человек, которого я встречаю на своем пути, такой же выдающийся архитектор, как и я. У него в голове точно такой же гениальный план, как всё должно быть. Обида происходит тогда, когда два таких гения, два таких самозванных божка сталкиваются в одной точке. Начинается война. Но, пожалуй, самое главное, я забываю, что у нашего мира уже есть Бог, и это не я.

А потому апостолы и просят: умножь в нас веру. То есть дай не только умом, но и всем своим существом осознать, что Бог это только Ты. Что мир, в котором я живу — Твой мир. Ты им управляешь, не я. Все здесь происходит по Твоему мне неведомому Промыслу, а не так, как я хочу. И люди, которые меня окружают, — такие же Твои дети, как и я. Как и я, они не схемы, не трафареты. Они живые, непредсказуемые, нестабильные, подвижные. И в каждый момент они могут выкинуть что-то неожиданное. Нарушить мои ожидания. И я должен научиться не ждать от них того, что хочется мне. Отпускать их жить своей жизнью. Отдавать их Богу.

Всё, что от меня требуется — быть сосредоточенным на Тебе, Боже, как раб и слуга сосредоточен на хозяине. Искать во всём Твою волю. Исполнять по отношению к тем, кто меня окружает, Евангелие. Стараться быть полезным всякому, кто встречается на моем пути. Покрывать его милостью и любовью. И не ожидать за это ничего взамен. Потому что вся моя награда — это Ты, Господи. И вся моя жизнь — это служение Тебе. И это служение наполняет моё сердце такой благодатью веры и прощения, что его покидают всякие обиды. Даже самые тяжёлые и застарелые, похожие на крутые и неприступные горы.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM);

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что же было нужно, чтобы снять со всех нас тяжесть греха и ответственности пред Богом? Нужна была жертва, нужна была казнь, но не рядового человека, ведь ни один рядовой человек не может взять на себя все грехи мира. Сам Бог, создавший человека, приходит в мир и принимает на Себя всю ответственность за человеческие грехи. Вот почему Сын Божий подвергается этой позорной казни — чтобы ответственность пред Богом за наши грехи была искуплена. Как преступник искупает свою вину пред обществом, неся наказание, так Бог добровольно принимает на Себя наказание, чтобы искупить все грехи мира.

Иосиф Ватопедский о внимании к совести

Важнейшее условие духовного преуспеяния человека есть внимание к своей совести. Совесть — это естественный закон, это единственное, что осталось в человеке неповрежденным после падения и теперь помогает нам, чтобы мы отличали хорошее от плохого и таким образом могли исполнить свое предназначение. Это единственный безошибочный критерий правильности наших дел и мыслей. Совесть нельзя подкупить или заставить замолчать, можно лишь попрать ее и пренебречь ею. В одном месте Евангелия Господь называет ее солью: «Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мк. 9:50). В другой раз — соперником: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» (Мф. 5:25). Если человек внимателен к своей совести и не попирает ее, то она ему указывает на обязанности и помогает избежать ошибок. И когда он не согрешает делами, то пребывает с ним Божественный страх, благодать же укрепляет его в соблюдении Божественных заповедей, и он возрастает духовно «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).

Всеобщее воскресение мертвых

При Втором Пришествии произойдёт одновременное и всеобщее воскресение мертвых и преображение тел живущих в то время людей (1Кор.15:51 — Не все мы умрём, но все изменимся). Поэтому выражение спасение души не всегда корректно, спасение относится и к телу. Воскресшие будут иметь не чужие (новые) тела, а свои (Дан.12:2), преображённые по образу тела воскресшего Христа (Иов.19:25-27). Тела станут нетленными (неподвластными материальным законам в той мере, как сейчас), бессмертными (Фил.3:21).

Тела будут одухотворёнными: они будут явным для всех образом отражать внутреннее совершенство их обладателей: праведники воссияют как солнце (Мф.13:43), грешники будут нести печать своих пороков.

У людей будут восстановлены и все силы души. Будут восстановлены ум (человек осознает итоги своей земной жизни), память (вспомнит все неисповеданные грехи), совесть (пробудится; в этом будет состоять один из аспектов мучения грешников). При этом неизлеченные страсти продолжат своё влияние на человека.

В Ветхом Завете это учение было дано прикровенно. Например, в Книге Иова (Иов.1:2-3) повествуется: И родились у него 7 сыновей и 3 дочери. Имения у него было: 7 тысяч мелкого скота, 3 тысячи верблюдов, 500 пар волов и 500 ослиц… Далее (Иов.42:12-13): И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было 14 тысяч мелкого скота, 6 тысяч верблюдов, 1000 пар волов и 1000 ослиц. И было у него 7 сыновей и 3 дочери. Обратим внимание, Бог удвоил скот у Иова, а детей дал столько же, сколько и было. Почему? Потому что прежние дети не исчезли, как животные, а перешли в мир иной!

Молитвословия

Тропарь преподобного Исидора Пелусиотского

Глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо/ прилежати же о души, вещи безсмертней:/ темже и со Ангелы срадуется, преподобне Исидоре, дух твой.

Кондак преподобного Исидора Пелусиотского

глас 4

Денницу другую тя Церковь обретши, преславне,/ твоих словес молниями освещаема,/ взывает ти:/ радуйся, всеблаженне Богомудре Исидоре.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года