24 февраля. Память преподобного Димитрия Прилуцкого, игумена Вологодского

5251
Фото

Седмица 38-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Священномученика Власия, епископа Севастийского (ок. 316). Благоверного князя Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (1138). Преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392). Преподобного Кассиана Босого, Волоколамского (1532).

Праведной Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867).

Память митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского), первоприсутствующего члена Святейшего Синода. Возглавлял Казанскую епархию в сане архиепископа Казанского и Свияжского с 11 января 1880 по 21 августа 1882 гг. Скончался в Санкт-Петербурге 11 февраля 1892 г., погребен в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Память архиепископа Пекинского и Китайского Симона (Виноградова). Выпускник Казанской духовной академии (1902). Духовный сын прп. Гавриила Седмиезерного, монашество и священный сан принял в Казани. Скончался в Шанхае (Китай) 24 февраля 1933 г.

Святитель Власий Севастийский

Святитель Власий пострадал около 316 года при императоре Лицинии в городе Севастия Армянская (современная Турция). Когда начались гонения, святитель укрылся на горе Аргеос. К пещере святого, подвизавшегося в безмолвии и молитве, приходили дикие звери, которых святой исцелял от болезней. По приказу правителя Севастии святитель был схвачен и приведён в город. По дороге он совершал чудеса, обратившие многих язычников в христианство: исцелил отрока, у которого в горле застряла кость; заставил волка вернуть вдове украденного поросёнка. Когда эта вдова узнала о том, что святого епископа заключили в тюрьму, она заколола единственного поросёнка и, приготовив, отнесла кушанье святителю Власию. Святой принял подарок и, благословив её, обещал ей и всем, кто будет помнить его, благополучие и достаток.

Преподобный Димитрий Прилуцкий

Святой Димитрий родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. Оставив свое наследство брату, он принял постриг в одной из обителей, а потом удалился в болотистые места у Плещеева озера, где основал Никольский монастырь. Во время посещения Переславля Сергий Радонежский сам пришел к Димитрию, слава о котором распространилась по Руси. Встреча переросла в глубокую дружбу, и тяготившийся известностью Димитрий, по совету Сергия, ушел искать для подвига более глухие места. В Вологодском крае он основал первый на Русском Севере общежительный монастырь — Спасо-Прилуцкий. Святого почитал князь Димитрий Донской и просил его стать восприемником одного из своих сыновей. По преданию, победу в Куликовской битве князь равно приписывал молитвам преподобных Сергия Радонежского и Димитрия Прилуцкого.

Евангелие дня

Сложные для осознания явления иногда лучше объяснять на примере понятных, привычных и доступных вещей. Так выглядит один из принципов педагогики. Как светской, так и церковной. С проявлением подобного подхода мы сталкиваемся в отрывке из 18-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня во время утреннего богослужения в православных храмах.

Глава 18.

02говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

03В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

04Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,

05но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

06И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

07Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

08сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

История, рассказанная Господом Иисусом, к сожалению, не утратила своей актуальности. Мы становимся свидетелями тяжкого общения представительницы незащищённого слоя общества — бедной вдовы — и лукавого судьи, то есть мелкого чиновника той эпохи, в полномочия которого входило следить за правопорядком на местном уровне. Вдова обращается к судье за защитой и помощью. Эту несчастную женщины кто-то начал обижать, ущемляя её права, лишая средств к пропитанию. Судья же, видимо, не хотел портить отношений с обидчиком, имевшим влиятельное положение. А потому игнорировал просьбы вдовы.

Бедная женщина в какой-то момент устала просить чиновника и пригрозила ему. Данный отрезок текста в русском переводе отсутствует. В некоторых греческих рукописях указывается, что вдова собиралась прийти и при свидетелях ударить судью. Ей бы за подобный поступок пришлось отвечать, но и чиновник оказался бы опозорен. Испугавшись, судья соглашается защитить отчаявшуюся женщину. Господь Иисус делает из этой истории следующий вывод. Если даже порочного и трусливого человека можно принудить исполнить доброе дело, то почему в отношении благого Бога люди полагают, что Он равнодушен и не хочет никому помогать. Быть может, проблема вообще не в Господе, а в Его просителях? А точнее в нехватке веры и благочестивого упорства?

Это и имеет в виду Христос, когда говорит, что, придя вновь на землю, вряд ли найдёт настоящую веру. Речь в данном случае идёт не о человечестве в целом, а именно о церковном собрании. Спаситель обоснованно предполагает, что со временем Его последователи превратятся в законников — тех, кто в отношении духовной жизни довольствуются исключительно внешней, обрядовой стороной. А ещё и имеет убеждение, что именно внешняя религиозность и требуется от человека Богом. Но пример наших великих святых свидетельствует об ином. Святитель Иоанн Златоуст наставляет нас молиться Богу с дерзновением, просить духовных даров, чтобы не себя прославлять, но свидетельствовать о могуществе Христовом перед людьми.

Более близкие к нам по времени праведные Иоанн Кронштадтский и Алексий Мечёв так отважно обращались к Богу, что и сами буквально светились от благодати, и других согревали силой Божией. Отец Небесный, пославший в мир Своего Сына, не отстранённый правитель, не инквизитор или прокурор, а именно наш Родитель. И Он совершенно не против того, чтобы мы Его беспокоили и тревожили нашими просьбами, таким образом проявляя свою любовь и нужду. Во всяком случае, о возможности такого неформального и в хорошем смысле дерзновенного общения говорит Сам Христос, пребывающий в единстве с Богом-Отцом. Будем же, ведя духовную жизнь, стремиться не откупаться от Господа при помощи добрых дел, а стать ближе к нашему Творцу, оказавшись проводниками Его благодати!

священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Икона дает нам возможность видеть невидимого Бога, возможность соприкасаться с невидимой Божественной реальностью. Если картины помогают нам увидеть прошлое, понять духовный мир художника и его эпохи, многому научиться и многое понять из прошлого, то икона помогает нам видеть вечное — и прошлое, и настоящее, и будущее, тот мир духовный, ту реальность, в которой пребывает Бог. Через икону мы своими человеческими очами всматриваемся в этот мир, и не просто взираем на него, но икона становится неким каналом, обеспечивающим связь человека с этим миром. Через эстетический образ открывается Божественная реальность и воздействует на человека так, что он становится способным видеть иное бытие.

Царство Божье (Небесное)

Для зрелого христианина Царство Небесное — Небесный рай — это не просто некое место, где небожители испытывают различные радости и удовольствия. Царство Небесное — это такое место, где встречаешься лицом к лицу с Тем, Кто был твоим идеалом, Кто любил тебя и Кого любил ты.

Царство Небесное — это место или состояние? И состояние, и место. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21) (употребленное в данном случае слово «внутрь» иногда трактуется как посреди).

Изначально каждый человек создан Богом для Его Царства. Но в Царство Любви, Царство Небесное способны войти лишь те, кто добровольно стремится жить с Богом, кто уподобился Ему настолько, что жизнь с Богом будет приносить ему радость и блаженство. Мы созданы для Рая, ад — это лишь отказ от него.

Молитвословия

Тропарь священномученика Власия

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяния обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Власие./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак священномученика Власия

глас 2

Божественное прозябение, цвет неувядаемый,/ лозы Христовы розго многострадальная, Богоносе Власие,/ верою чтущия память твою веселия твоего исполни,/ моляся непрестанно о всех нас.

Тропарь благоверного князя Всеволода, во святом Крещении Гавриила

глас 4

Из млада явился еси, Богомудре княже Гаврииле,/ Божественный сосуд, избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюд/ и многи святыя церкви устроив,/ изгнание претерпел еси от своих,/ якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение./ С нимиже предстоя Святей Троице,/ молися, стране нашей сохраненной быти/ и всем нам спастися.

Кондак благоверного князя Всеволода, во святом Крещении Гавриила

глас 8

Многомудренно преселився во град Псков, блаженне княже Гаврииле,/ плод благий Богови в жизни сей был еси,/ присноцветущ добродетельми и, якоже Давид, незлобием./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ всегда зря Святую Троицу./ Моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Тропарь преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца, ради сретения его образа в Вологде

глас 4

Возсия днесь, яко солнце,/ пречестный образ священнолепнаго твоего подобия,/ паче солнца лучами чудес твоих всех озаряя,/ тьму бесовскую без вести творя,/ егоже радостно сретаху,/ духовныя лики составльше,/ непрестанно вопием ти:/ Димитрие, отче наш, моли Спаса всех/ сохранити град твой и страну нашу,/ стаду твоему спасение подавая/ и велию милость.

Тропарь преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского

глас 1

Свыше от Бога, преподобне,/ благодать приял еси духовную,/ и от Него убо познался еси, блаженне,/ того ради и ты духом познал еси лучшая Его,/ будущаго века пребывание,/ и постнически испытався во своих обителех./ И ныне со ангели ликовствуя,/ Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием:/ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Димитрия Прилуцкого

глас 8

Христа единаго в жизни сей во след идти возжелал еси/ и, Того любовию земная отринув, преминув Небесными,/ с лики Ангел водворяяся, неотступно предстоиши Богови,/ тем и ныне пресвятому твоему образу сретения праздник радостно сотворяюще,/ от недуг исцеление приемлем, благодарно вопиюще:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

Кондак преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского

глас 8

От юности, преподобне, крест твой взем, Христу последовал еси,/ в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть твою изнуряя;/ темже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ чудесы тя прославляет и всех звати тебе научает:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

Новости по теме

Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский (1392 г.)
Жития святых 24 февраля 2017
Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский (1392 г.)

Сей преподобный и богоносный отец наш Димитрий родился в нашей стране в городе Переславле у благочестивых родителей. Был крещен во имя Отца и Сына и Святаго Духа и с детства приучен к божественным книгам.

Родительское благословение и в воде не тонет
Публикации 24 февраля 2017
Родительское благословение и в воде не тонет

Мы продолжаем публиковать материалы из дореволюционного «Троицкого Слова» на современном языке. Сегодня — маленький рассказ из рубрики «Чудеса и знамения в наши дни».

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.