26 февраля. Память святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского

5220
Фото

Седмица сплошная. Глас 5.

В этот день совершается память:

Преподобного Мартиниана (V). Святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского (1950).

Преподобных Зои и Фотинии (Светланы) (V). Преподобного Евлогия, архиепископа Александрийского (607—608). Преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, Мироточивого (1200). Собор святых Омской митрополии.

Священномученика Василия Триумфова и Гавриила Преображенского пресвитеров (1919); священномучеников Зосимы Трубачева, Николая Добролюбова, Василия Горбачева, Иоанна Покровского, Леонтия Гримальского, Владимира Покровского, Парфения Грузинова, Иоанна Калабухова, Иоанна Косинского, Михаила Попова пресвитеров и Евгения Никольского диакона, преподобномученицы Анны Корнеевой, Веры Морозовой и Ирины Хвостовой, мученика Павла Соколова (1938).

Святитель Серафим, архиепископ Богучарский

Святитель Серафим (Соболев) (1881—1950) — архиепископ Богучарский, управлял с 1921 по 1950 год русскими приходами в Болгарии. Архипастырь известен как строгий монах и ревностный защитник христианского вероучения, как идеолог православной монархии. Ещё при жизни владыки были отмечены случаи его молитвенной помощи. Почитание архипастыря началось сразу после кончины. Место его погребения, крипта Никольского храма в Софии, стала местом паломничества. Зафиксировано более ста случаев чудес по молитвам святителя. 3 февраля 2016 года Архиерейский Собор Русской Церкви при участии болгарских иерархов вынес решение о причислении архиепископа Серафима к лику святых. Прославление состоялось в Софии 26 февраля 2016 года. 8 марта 2016 года чин прославления прошёл в Покровском монастыре Москвы.

Преподобный Симеон Мироточивый

Великий князь Сербии Стефан Неманя (в иночестве Симеон) много потрудился для своего отечества, объединил бόльшую часть сербских земель и добился политической независимости страны. Дожив до преклонных лет, он последовал примеру сына, преподобного Саввы, — презрел мирскую славу, принял постриг в монастыре Студеница и затем удалился на Афон, где и подвизался его сын. Они восстановили запустевшую Хиландарскую обитель, и Симеон, недолго прожив там, мирно отошел ко Господу. Тело святого чудесным образом оставалось теплым и источало миро, от которого произошло множество чудес. Через семь лет святой Савва увез мощи отца в Сербию, в монастырь Студеница. И вот из его пустой гробницы на Афоне произросла лоза, которая и сегодня приносит плоды — знак благословения Симеона обители и всем приходящим к нему.

Евангелие дня

Обращаясь к художественным тестам, к музыке, живописи, в нас нередко возникает вопрос о природе вдохновения. Как получается, что обычные с виду люди оказываются способны на такие удивительные вещи? И самое главное, как возможно религиозное вдохновение, которое явлено нам в святых? Ответ на этот вопрос мы находим в отрывке из 13-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 13.

09Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.

10И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.

11Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.

12Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.

13И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Сегодняшний текст начинается с противопоставления. Христос говорит, чтобы мы следили за собой. Но от чего нам стоит отвернуться, чтобы повернуться к себе? Обращение к контексту помогает легко ответить на этот вопрос. Спаситель говорит о конце времён и печальных событиях, которыми будут наполнены те дни. Ученикам было очень интересно, каковы признаки последних времён, и Спаситель отчасти отвечает на их вопрос. Однако Он тут же подчёркивает, что гораздо важнее не просто осознавать наступление последних дней, но правильно повести себя в тех испытаниях, которыми эти дни будут наполнены. При этом советы, которые мы слышим от Господа, могут вызвать удивление и даже растерянность. С одной стороны, обострение последних времён будет связано с необходимостью свидетельства о Христе. Суды и гонения для верующих будут связаны не с какой-то политической позицией, не с любовью к определённой культуре и даже не столько с особенностями нравственного поведения. Господь прямо говорит, что гонения будут связаны с верностью Ему. Но с чем же будет связано это свидетельство? У него должна быть как минимум одна особенность — к нему не нужно будет готовиться, потому что оно будет свидетельством Духа Святого, Который будет говорить в учениках. И вот это повеление особенно удивительно. Кто-нибудь может подумать, что оно могло звучать иначе для людей первого века, которые были малообразованными рыбаками... Но это не так хотя бы потому, что всякий иудей должен был знать Писание, должен был быть научен в законе Господнем. Да, образование было устроено иначе, чем сегодня, но учители того времени не были некнижными простачками. Напротив, у них была своя система преподавания, своя система аргументации... Но почему же Христовы ученики не должны готовиться к свидетельству? Что плохого в том, чтобы понимать аргументы противников и быть готовым к спору? Или по крайней мере к чёткому и грамотному изложению информации? Плохого, конечно, ничего. Вопрос не в том, чтобы ученики были ничего не знающими медиумами, через которых будет свидетельствовать Дух. Вопрос в том, что говорить они должны не от ума, не от книжной мудрости, их слова должны быть свидетельством жизни в Духе Святом. Их цель не победить противника в интеллектуальном споре, но явить собеседнику полноту жизни, которая открывается в общении с Богом. Чтение книг и знание законов аргументации этому не противоречит и по большому счёту не запрещено, просто на него нельзя делать ставку, оно не должно быть решающим, потому что главным для свидетельства оказывается опыт жизни во Христе. Он требует своих усилий, среди которых есть и интеллектуальные, связанные с изучением Священного Писания, например... Но в гораздо большей степени усилий нравственных и духовных. Слова о любви, о служении, о честности, доброжелательности и других добродетелях должны быть не просто обоснованы ссылками на авторитетные источники, не просто эффектно сформулированы... Они должны быть явлены на деле, в общении с другими людьми. В мире, который во зле лежит подобное поведение, как и верность Христу могут вызывать отторжение и нападки, но нам стоит помнить обещание Господа: претерпевший до конца, спасётся.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Подвиг — это действительно движение к особой цели. В этом смысле Церковь Христова несомненно осуществляет подвиг, потому что в результате всего того, что Церковь совершает, в результате наших общих молитв происходит движение вперед и вверх каждого, кто участвует в этом делании и в этой молитве, всех тех, кто к этому деланию и к этой молитве присоединяется. Подвиг есть чрезвычайно важное измерение нашей жизни, поэтому никогда не надо от подвига отказываться. Не надо разрушать свою личность, ослаблять свои силы лишь потому, что на твою долю выпали некие испытания. Преодоление испытаний нужно воспринимать как подвиг.

Про истинное смирение

Говорят, что история реальная.

Раздается звонок келейнику наместника:

— Здравствуйте! Наместника можно?

— Его нет.

— Дайте, пожалуйста, его телефон.

Келейник:

— А вы человек верующий?

— Да.

— Прочитайте «Отче наш».

Человек читает.

— Ладно, а теперь — Символ веры.

Человек читает.

— Вот вам телефон, а если наместник придет, что передать, кто звонил?

Ответ в трубке:

— Епископ Амвросий.

Что ждёт христианина в Раю?

Чрезмерной детализации в описании жизни будущего века искать не нужно. Мы этого не только не знаем, но и знать не можем, как младенцы в материнской утробе не в состоянии осознать, что такое жизнь после родов. Но чтобы будущая эта жизнь состоялась и была счастливой, требуются вполне определенные, хорошо известные условия, причем, в отличие от младенцев в материнской утробе, мы сами в ответе за их соблюдение.

Апостол Павел свидетельствовал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение. Вот я был восхищен в эти обители…. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно». После продолжительного молчания, вздохнув от глубины души, преподобный Серафим сказал своему ученику еще: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением... Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания… Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся, как солнце».

Молитвословия

Тропарь святителя Серафима (Соболева)

глас 4

Божественною ревностию присно распалаемь,/ Православия столп явился еси/ в Софии граде возсияв,/ и благочестием твоим многия люди ко Христу привел еси,/ пастырю добрый, святителю Серафиме,/ моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святителя Серафима (Соболева)

глас 4. Подобен: Вознесыйся на Крест:

Вознесыйся на высоту смиренномудрия,/ благочестия учитель явился еси,/ Православия поборниче и странных предстателю,/ монашествующих похвало и пастырю изрядный./ Темже любовию зовем ти:/ радуйся, Серафиме, чудотворче.

Молитва святителю Серафиму (Соболеву)

О, чудотворче предивный, святителю отче Серафиме! Ты, еще жив сый, рекл еси верным: яко аще улучу дерзновение у Господа, не оставлю вас сирых. Сего ради, поминающе глаголы твоя и дела милосердия твоего в жизни временней, любовию припадаем и усердно просим: молися непрестанно у Престола Царя Славы о всех нас, ближних и дальних, присных и странных, немощных и грешных, любовию почитающих тя. Ты от младенства благодатию Божиею просвещен был еси, в юности же ум совершенный стяжав, юноши и девы умудрил еси. Достигше же мужеска возраста, усердный делатель Божественных добродетелей явился еси. Сего ради утверди и нас во благоугождении Богу и, яко пастырь добрый изрядно еже овцы Христовы упасл еси, настави нас на путь покаяния. Яко светильник Света Истиннаго просвети нас и сохрани от заблуждений и соблазнов мира сего, и, яко чудотворец дивный, не престай являти милость свою всем, с любовию притекающим к тебе. Пастырю добрый, не остави паству в землях Болгарской и Русской и инуде сущей. Буди скорый помощник призывающим тя от всех концев земли, да прославится неизреченное милосердие Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, присно прославляемаго и спокланяемаго со Безначальным Его Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Мартиниана Палестинского

глас 8

Пламень искушений слез теченьми погасил еси, блаженне,/ и, морская волнения, и зверей стремления обуздавый, взывал еси:/ препрославлен еси, Всесильне, огня и бури спасый мя.

Кондак преподобного Мартиниана

глас 2

Яко подвижника благочестия искусна,/ и страдальца произволением честнаго,/ и пустыни жителя и всельника,/ в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго:// той бо змия попра.

Тропарь преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого

глас 3

Божественною благодатию просветився,/ и по смерти показуеши светлость жития твоего,/ источаеши бо миро благоухания/ притекающим к раце мощей твоих,/ и люди твоя наставил еси к свету Богоразумия,/ Симеоне отче наш,/ Христа Бога моли/ даровати нам велию милость.

Тропарь общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскаго

глас 1

Обители Хиландарския священных строителей / и Афона светильники, Сербии похвалу, / Симеона величайшаго, преподобных лепоту, / и род его чудный, святителя, — глаголю,— Савву,/ приидите согласно почтим, глаголя: / молите Христа Бога / о пастве вашей, блаженнии,/ и о еже Церкви свободней быти от обстояний.

Тропарь общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскаго

глас 1

Иже теплыя заступники в скорбех и напастех имуще, / Симеона Богоноснаго и Савву первосвятителя,/ припадем к нима с верою,/ яко да молитвами их от напастей избавляеми,/ по долгу благоверно Спаса и Бога прославим, глаголюще: / слава Давшему вам крепость,/ слава Прославльшему вы чудесы,/ слава Избавлыпему нас от скорбей молитвами вашими.

Кондак преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого

глас 6

Ангельское возлюбив на земли житие,/ миродержание и мир оставив,/ пощением Христу, Симеоне, последовал еси,/ к Немуже любящих тя апостольски наставил еси, вопия:/ возлюбите Бога, якоже Он возлюби нас.

Новости по теме

В день памяти святителя Серафима (Соболева) митрополит Кирилл совершил Литургию в храме преподобного Серафима Саровского В день памяти святителя Серафима (Соболева) митрополит Кирилл совершил Литургию в храме преподобного Серафима Саровского

26 февраля, в день памяти святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в столичном храме преподобного Серафима Саровского.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.