5 марта. Память святителя Георгия, епископа Амастридского

3615
Фото

2-я седмица Великого поста
День постный. 21 марта по ст. ст.

В этот день совершается память:

Преподобного Тимофея в Символех (795). Святителя Евстафия, архиепископа Антиохийского (337).

Святителя Георгия, епископа Амастридского (802—811).

Священномучеников Александра Вислянского, Даниила Алферова и Григория Хлебунова пресвитеров (1930); священномучеников Константина Пятикрестовского пресвитера, Павла Широкогорова диакона (1938); мученицы Ольги Кошелевой (1939).

Козельщанской иконы Божией Матери (1881).

Святитель Георгий, епископ Амастридский

Святитель Георгий был рукоположен в Константинополе во епископа Амастридского архиепископом Тарасием (784—806 гг.). Прибыв в Амастриду, свт. Георгий заботился об украшении храмов, был защитником вдов и сирот, кормителем нищих и всем являл пример богоугодной жизни. Силой молитвы он отогнал от города сарацин, опустошавших его окрестности, в Трапезунде избавил от смерти невинно осужденных амастридских купцов. Скончался мирно среди своей паствы.

Козельщанская икона Божией Матери

Козельщанская икона Божией Матери в XVIII веке была привезена из Италии в Россию фрейлиной императрицы Елизаветы. В XIX веке образ стал семейной святыней графов Капнистов, помещиков Полтавской губернии. В 1880 году дочь В. И. Капниста, Мария, тяжело заболела, потеряв способность ходить и двигать руками. Ни харьковские, ни столичные доктора не сумели ей помочь. В феврале 1881 года, узнав, что в Москву приезжает профессор Шарко, Маша с мамой собрались поехать к нему на консультацию. Перед дорогой Маша, прижав к груди семейную икону, усердно помолилась Божией Матери. Почти сразу девочка почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: «Мама, я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки!» Отслужив перед образом благодарственный молебен, выздоровевшая девочка привезла икону в Москву, и там от образа произошло ещё несколько исцелений. По возвращении в Козельщину икону поставили в специально устроенной часовне. Вскоре в селе был построен храм и основан женский монастырь в честь Рождества Богородицы.

Евангелие дня

Что необходимо сделать для того, чтобы не совершать в своей жизни тяжкие грехи? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 14.

10И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.

11Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.

12В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца,говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.

13И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним

14и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

15И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.

16И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.

17Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.

18И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.

19Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?

20Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.

21Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.

22И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.

23И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.

24И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.

25Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.

26И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

27И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы.

28По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее.

29Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.

30И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

31Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.

32Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.

33И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.

34И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.

35И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;

36и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.

37Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?

38Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

39И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.

40И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.

41И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.

42Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.

Предательство Иуды — это не спонтанное действие. Коварный план вызревал в его уме долгое время. Следуя за Христом, Иуда постепенно осознаёт, что Спаситель идёт на смерть. Сребролюбец не видит в этом своей выгоды. Недовольство копится, и, наконец, приходит решение: «И Ты получишь, что желаешь, но и я не потеряю». Иуда открывается греху. Добровольно с ним сотрудничает. Именно взвесив все «за» и «против», он идёт к первосвященникам.

В этом смысле отречение от Учителя остальных апостолов — действие иного рода. Они отрекаются спонтанно, не из-за подлости и низости, но в приступе страха и малодушия. Это неосознанный импульсивный поступок. Скорее что-то подобное защитной животной реакции во время опасности. А потому участь Иуды отличается от участи апостолов. Он сам помог греху проникнуть в самые потаённые уголки своей души, и тот проел её, как ржавчина. В ней не осталось никакой надежды. Одно уныние и отчаяние. Чтобы прекратить эти мучения, Иуда накладывает на себя руки. В сердце учеников грех проник не так глубоко. Поэтому оно оттаяло, и апостолы вернулись к Учителю.

И всё же у двух этих предательств есть нечто общее. Всё это действие плоти. Она побуждает нас думать в этой жизни только о комфорте и безопасности, не учитывая при этом интересы других людей. Если мы не сопротивляемся этим позывам, они превращаются в навык. С его помощью мы эффективно добиваемся своих корыстных целей. Но такое сотрудничество не оканчивается в итоге ничем хорошим. Душа промерзает до своего основания.

Поэтому и говорит сегодня Христос: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». То есть не давайте эгоистическим мыслям и чувствам завладеть вашим сердцем. Ставьте во главу угла во всех своих делах волю Божию и Евангельские заповеди. Каждый день проводите ревизию своей души. Анализируйте, советуйтесь, обращайтесь в молитве к Богу. Лишь в этом случае в вашем сердце будет жить Дух Божий, и греховные мысли и чувства не смогут пустить в нём свои корни.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Слова Спасителя, связанные с концом человеческой истории, мы должны воспринимать не только в эсхатологической перспективе. Эти слова мы должны примерить к самим себе, потому что конец мира для каждого из нас — не за горами. Что означают пять, десять, пятнадцать, двадцать, тридцать, сорок или пятьдесят лет? Люди, которые уже прожили это время, могут свидетельствовать, что оно пронеслось мгновенно. Жизнь человека скоротечна, и потому в каждый момент своей жизни мы как бы стоим на пороге вечности, на пороге второго пришествия для нас лично, потому что мы предстанем пред Богом после нашей смерти.

Молитвословия

Тропарь преподобного Тимофея и святителя Евстафия

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Тимофея

глас 4

Яко звезда многосветлая,/ от востока возсияв,/ озарил еси в сердцах верных/ добродетели чудес твоих,// чудотворче всеблаженне Тимофее.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Козельщанской

глас 4

Веселися, земле Полтавская/ и все Отечество наше православное,/ се бо яко светозарное солнце,/ явися предчудная икона Твоя, Преблагословенная Богомати,/ мир озаряющи множеством чудес Твоих,/ теми убо обретаем (яже на земли, вся благая и полезная,/ и сущих, яже на Небеси, сокровищ сподобляемся./ Сего ради вопием Ти:/ радуйся, Похвало наша приснопокланяемая,/ спаси ны, молящияся Тебе,/ единая Надеждо и Радование вечное поющих Тя.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Козельщанской

глас 3

Боголепно во смирении красуется обитель Красногорская,/ осеняемая и спасаемая предивным образом Владычицы Пречистыя,/ Небесе и земли Царицы Богородицы,/ от негоже источники благодати и чаша чудес обильно изливаются,/ и усердно притекающий исцеления верою приемлют,/ и невернии верою крепкою сердца исполняют/ и мы, раби Твои, Богомати, благодарне вопием Ти:/ радуйся, Предстательство христиан непостыдное и обители Твоей красото и радование.

Новости по теме

Святитель Георгий, епископ Амастридский (802-811 гг.)
Жития святых 6 марта 2017
Святитель Георгий, епископ Амастридский (802-811 гг.)

Святитель Георгий происходил от богатых и знатных родителей, живших в Пафлагонии, около Черного моря. У них долго не было детей, поэтому они усердно молились Богу о даровании им ребенка.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.