22 марта. Албазинской иконы Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть»

5886
Фото

1-я седмица Великого поста.

В этот день совершается память:

40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (ок. 320).

Мученика Урпасиана (ок. 295). Святого Кесария, брата святителя Григория Богослова (ок. 369). Праведного Тарасия.

Перенесение во Владимир мощей мч. Авраамия Болгарского (1230) (местн.).

Священномученика Михаила Маслова, Алексия Смирнова, Димитрия Гливенко, Сергия Лебедева, Сергия Цветкова пресвитеров и Николая Горюнова диакона, прмч. Иоасафа Шахова и прмцц. Наталии Ульяновой и Александры Самойловой (1938).

Албазинской иконы Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть» (1666).

Мученик Авраамий Болгарский пострадал за Христа в столице Волжской Булгарии Великом Болгаре 1 апреля 1229 г. Его святые мощи в 1230 г. перенесены из Болгара в Успенский собор Княгинина монастыря г. Владимира св. блгв. вел. кн. Георгием Владимирским. В настоящее время частицы его мощей пребывают в храме мч. Авраамия (г. Болгар) и в Успенском Княгинином монастыре. Из-за совпадения с великопостным периодом память перенесения мощей мч. Авраамия празднуется в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном (по случаю второго перенесения мощей этого святого в 1711 г.).

Престольные праздники

Никольский кафедральный собор (приставной престол в честь 40 мчч. Севастийских) г. Казани (К)

Храм 40 мчч. Севастийских с. Ютаза Ютазинского района (А)

Храм мч. Авраамия Болгарского г. Болгара Спасского района (Ч)

Сорок мучеников Севастийских

22 марта Церковь празднует память сорока мучеников, погибших за веру в Христа в римской провинции Севастия (нынешняя Армения). Являясь христианами, они открыто исповедовали свою веру, что не понравилось их начальнику, который был язычником. Уговоры и приказы не могли сломить их дух, и тогда мучеников загнали в ледяное озеро, устроив рядом баню, и поставили перед ними условие: тот, кто отречется от Христа, сможет зайти и согреться, а остальные замерзнут в холодной воде. 39 человек самоотверженно свидетельствовали о своей вере, и лишь один смалодушничал и сбежал. Но его место занял стражник, глядя на искреннюю веру своих пленников, он уверовал в Христа и вошел в озеро, став мучеником. Образ сорока севастийских воинов стал примером для стойких в своих убеждениях людей, которые не боятся лишений и готовы на смерть ради веры.

Албазинская икона Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть»

Сия благодатная икона была принесена из Москвы в г. Албазин, а из Албазина, после первых нападений на этот город китайцев, икона была казаками перенесена в с. Торг, в 30 верстах от Нерчинска. По Камчатской епархии с нею бывают крестные ходы. Торгинская, бывшая Албазинская, икона славится многими чудотворениями. Эту икону называют также “Слово плоть бысть”, по сходству изображений.

Священное Писание

Всякий, кто читал мифы древней Греции, помнит характер и нрав богов Олимпа. Ничто человеческое было им не чуждо. Они любили, враждовали, завидовали, совершали героические поступки, ревновали, печалились, делали и чувствовали многое, что свойственно нам, людям. Древнегреческие философы возмущались такими примитивными представлениями о духовном мире. А потому зачастую они не верили в сказания о богах. Если и есть Бог, то Он один, говорили они. И Он Абсолют. А потому Его явно невозможно описать при помощи всех этих человеческих образов. Простым людям это казалось возмутительным. Они обвиняли философов в безбожии. А знаменитого Сократа даже приговорили к смерти за подобные взгляды. Порой, когда читаешь Ветхий Завет, может также возникнуть впечатление, что уж очень по-человечески изображается Бог. Очень уж человеческие чувства переполняют Его. Как же понимать подобное изображение Господа? Ответ на этот вопрос можно найти, размышляя над отрывком из 3-й главы книги Притчей царя Соломона, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 3.

19Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом;

20Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.

21Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность,

22и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.

23Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.

24Когда ляжешь спать,- не будешь бояться; и когда уснешь,- сон твой приятен будет.

25Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет;

26потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.

27Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.

28Не говори другу твоему: "пойди и приди опять, и завтра я дам", когда ты имеешь при себе. [Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день.]

29Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.

30Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.

31Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его;

32потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.

33Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.

34Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.

В только что прозвучавшем отрывке Бог преисполнен человеческими чувствами. Какие-то люди вызывают у Него омерзение. Кого-то Он проклинает. А над кем-то даже посмеивается. И чем в таком случае Бог Ветхого Завета отличается от богов Олимпа, а Ветхий Завет от древнегреческих мифов? Вопросы отнюдь не праздные. Именно их задавали образованные язычники христианским богословам на заре церковной истории. Учёные Церкви серьёзно размышляли на эту тему и давали такой ответ.

Творец мира — Существо совершенное. А потому Он не подвержен никаким изменениям, тем более, колебаниям человеческих эмоций. Почему же тогда Библия говорит об этом? Дело в том, что Бог установил определённые законы мироздания. Это законы физического мира. Это законы мира человеческой психики. Наконец, это законы мира духовного. Если мы хотим, чтобы наша жизнь складывалась благополучно, эти законы нарушать не следует. Представьте, что будет, если человек начнёт пренебрегать фактом существования всемирного тяготения или игнорировать эмоциональную потребность в общении с себе подобными? Это всё равно, что нарушать правила дорожного движения. Тяжкий ущерб обеспечен. То же самое и с законами духовными.

Сегодня царь Соломон призывает не пренебрегать ими. Не отказывай нуждающемуся, не замышляй зла против ближнего, не выступай инициатором раздоров, не твори насилие. Если всё же ты так живёшь, готовься к последствиям. Они дадут о себе знать не сразу. Ведь нарушить духовный закон — это не проехать на красный свет. Масштабы последствий могут быть намного глобальней и глубже. По швам начнёт трещать жизнь в самых своих основаниях. И это не эмоции Бога. Не Его мстительность, зависть или равнодушие. Это реакция духовного мира на нашу бесшабашность. Поэтому будем по совету царя хранить здравомыслие и рассудительность. То есть отдавать себе отчёт, что живём не только в мире материальном, но и духовном. Существует от века установленный порядок вещей, который изложен в Божественных заповедях. Хотим жить полноценно, будем изучать эти законы и следовать им. Чтобы, по словам Соломона, безопасно идти по пути своему, и чтобы нога наша не споткнулась.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Зависть не только имеет тяжелые последствия для человека завистливого, не только причиняет ему боль и реальные страдания. Зависть — это социально опасный порок, потому что очень часто именно зависть является причиной интриг, конфликтов, скрытых и открытых войн, революций. Известно, что историческая наука, объясняя те или иные страшные события в человеческой истории, обычно отталкивается от так называемых объективных обстоятельств: мол, стечение политических, экономических, еще каких-то иных факторов и привело к тому или иному трагическому развитию событий. Наука не учитывает такой фактор, как действия завистников. А ведь на самом деле сколько несчастий и сколько горя было в истории, сколько несчастий и сколько горя происходит и в наше время оттого, что один завидует другому, одна группа людей — другим, одни народы — другим! Именно зависть явилась причиной первого пролития крови: завистник Каин был первым, кто поднял руку на другого человека, на брата своего, движимый чувством зависти.

Святитель Василий Великий о сорока мучениках Севастийских

Любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая добрым из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке. Ибо несомненно, что восхваляющий мужей доблестных не преминет и сам подражать им в подобных обстоятельствах. Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтоб и тебе соделаться мучеником в произволении и без гонения оказаться удостоенным одинаковых с ним наград. А нам открывается случай подвизаться не одному мученику, и не двум только мученикам, даже не десятью ограничивается число ублажаемых: но сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали одинаковое терпение в мучениях. Все подобны один другому, все равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы.

Ефрем Филофейский о Великом посте

Святой Великий Пост — это период молитвы, период покаяния, слез, преображения человека, период, возводящий его на новую ступень духовной жизни. Наша Церковь, как заботливая мать, опекающая своих детей-христиан, установила период Великой Четыредесятницы как время особенно интенсивной духовной борьбы, стараясь помочь нам освободиться от пороков, очиститься и приблизиться к Богу, дабы удостоиться встретить великий и светлый праздник Воскресения Христова. Издавна христиане, а особенно монахи, уделяли большое внимание этому духовному этапу и считали его священным, ибо этот период предполагает как духовную, так и телесную борьбу. Это борьба воздержания в пище, борьба всенощного бдения, борьба очищения и борьба духовных обязанностей, которых намного больше, чем в остальное время. Происходит духовное перестроение человека, который внимательнее прислушивается к голосу совести, чтобы исправить то, чему, возможно, он ранее не уделял должного внимания, и взрасти духовно.

Святитель Тихон Задонский о духовном посте

Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда тело постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Многие постятся телом, но не постятся душой; многие воздерживаются от пищи и пития, но не воздерживаются от злых помыслов, дел и слов; и какая им от того польза? Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают, и какая им от этого польза? Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно. Как налагаешь пост телу своему, наложи пост также и злям приходям твоим. Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопамятства; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от злого видения, — отврати очи твои, еже не видети суеты. Уклонися от зла и сотвори благо. Сей есть христианский пост, какого Бог от нас требует! Покайся и, воздерживая себя от всякого злого слова, дела, помышления, поучайся всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.

Молитвословия

Тропарь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,/ Человеколюбие, молимся.

Кондак 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, глас 6

Все воинство мира оставльше,/ на Небесех Владыце прилепистеся,/ страстотерпцы Господни четыредесять,/ сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии,/ достойно восприясте славу с Небес/ и венцев множество.

Молитва 40 мученикам Севастийским

О, святии славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавши, через огонь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедрого Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим Великое и Достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Подвиг сорока мучеников
Публикации 21 марта 2023
Подвиг сорока мучеников

Этот праздник в Церковном календаре непреходящий, то есть отмечается он всегда в один и тот же день, а именно — 22 марта. Однако переносы в некоторых случаях Уставом допустимы.

В день памяти Севастийских мучеников епископ Иннокентий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Кирилловском храме В день памяти Севастийских мучеников епископ Иннокентий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Кирилловском храме

22 марта, в день памяти сорока мучеников Севастийских, по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла епископ Елабужский Иннокентий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в архиерейском подворье священномученика Кирилла Казанского.

В день памяти 40 мучеников Севастийских в Никольском соборе Казани состоялось соборное архиерейское богослужение В день памяти 40 мучеников Севастийских в Никольском соборе Казани состоялось соборное архиерейское богослужение

22 марта, в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий и епископ Елабужский Иннокентий совершили Литургию Преждеосвящённых Даров в Никольском кафедральном соборе Казани.

«Земная жизнь человека — мгновение по сравнению с вечностью»
Публикации 22 марта 2021
«Земная жизнь человека — мгновение по сравнению с вечностью»

Читая жития святых мы часто видим, что молодые, здоровые, благополучные люди жертвовали своим счастьем, своим будущим и не отвергали Христа, а исповедовав веру в Него, лишались своей жизни. И задаемся вопросом, почему они так поступали?