16 марта. Память мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска

3997
Фото

Седмица cырная (масленица) — сплошная

В этот день совершается память:

Мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска (ок. 308).

Преподобной Пиамы девы (337). Святых Зинона и Зоила.

Преподобномученицы Марфы Ковровой и мученика Михаила Строева (1938).

Волоколамской иконы Божией Матери (1572).

Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск

Мученики Евтропий и Клеоник были родственниками и сослуживцами, мученик Василиск — племянником великомученика Феодора Тирона. Они пострадали в начале IV века при императоре Максимиане. Схваченные за отказ принести жертвы идолам, святые пребывали в темнице города Амасия. По приказу правителя области их избивали воловьими жилами, поливали кипящей смолой, тела строгали железными когтями. Евтропия и Клеоника распяли. Василиск оставался в тюрьме. Стражники отпустили его домой попрощаться с родственниками. Узнав об этом, новый правитель области приказал доставить Василиска в цепях и медных сапогах с вбитыми в подошвы гвоздями в город Команы. По пути сапоги с гвоздями распались, оковы ослабли, а из места, куда капала кровь с его ног, забил источник. Видевшие это стражники уверовали во Христа. В Команах по молитве Василиска рухнул языческий храм Аполлона. Мученику отсекли голову. Благочестивые жители Коман тайно похоронили его останки. Позже над захоронением возвели храм.

Евангелие дня

Послезавтра начнётся Великий пост, и в эти последние подготовительные дни Церковь даёт нам последние необходимые наставления. Они содержатся как в богослужебных песнопениях, так и в отрывках из Священного Писания. Наставления о том, как провести пост, мы слышим и в отрывке из 6-й главы Евангелия от Матфея, этот евангельский фрагмент звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 6.

01Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

02Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

03У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

04чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

05И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

06Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

07А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

08не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

09Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Само слово «пост» ассоциируется у большинства из нас с пищевыми ограничениями: в пост Церковь не рекомендует употреблять пищу животного происхождения, да и вообще рацион должен быть избирательным и ограниченным. Собственно, именно на рационе и будет в ближайшие семь недель сосредоточено внимание многих православных христиан.

Однако если мы посмотрим на церковные песнопения, то увидим, что в них нет слов о том, что мы должны есть, а от чего должны воздерживаться. Зато мы услышим, к примеру, такие слова: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления». Несмотря на то, что эти слова Русская Церковь произносит на церковнославянском языке, смысл их понятен любому: постом мы должны приложить сугубые усилия к тому, чтобы не совершать наших привычных грехов, которые, как правило, касаются взаимоотношений с другими людьми. Любой знающий себя самого человек понимает, что сделать это лишь путём морально-волевых усилий невозможно, как бы мы не старались, мы неизбежно впадаем и в многословие, и в осуждение, мы неизбежно раздражаемся, нечаянно лжём и нарушаем собственные клятвы, особенно же клятвы верности Христу.

Именно поэтому нам и необходим пост. Он должен нас научить тому, как можно управлять самими собой. Ограничение рациона здесь лишь вспомогательная мера, основное же состоит в том, о чём мы услышали в прозвучавшем сегодня евангельском отрывке: это тайная милостыня и тайная же молитва. Собственно, молитва и милостыня, по мнению как Евангелия, так и Церкви должны быть основным и главным содержанием любого христианского поста, особенно же поста Великого. Именно к ним мы должны быть готовы, к ним должны стремиться, а всё остальное видеть как инструмент для этих двух главных дел.

епископ Переславский и Угличский Феоктист

Литургия Преждеосвященных Даров

Литургия Преждеосвященных даров — чин, заменяющий собой полную литургию и совершаемый в будние дни Великого поста. Главная особенность этой литургии — отсутствие в ней анафоры. На литургии для Причащения используются ранее освящённые Святые Дары, это дало название чину. Наиболее раннее свидетельство о совершении Преждеосвященной литургии на Православном Востоке — памятник «Пасхальная хроника» (615—616): «В этот год при Сергии, Патриархе Константинопольском, начиная с первой седмицы Великого поста стали после “Да исправится…”, во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакиона в алтарь, петь [следующее]: после священнического возгласа “По дару Христа Твоего” народ сразу начинает: “Ныне силы небесные…”». То есть в начале VII века этот литургический чин был известен и дополнился песнопением, исполняемым поныне. Трулльский собор (691—692) закрепил совершение Литургии Преждеосвященных даров «во все дни поста Святой Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений и святого дня Благовещения» (правило 52-е).

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года