17 марта. Память благоверного князя Даниила Московского

4648
Фото

Седмица cырная (масленица) — сплошная. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Глас 8.
Заговенье на Великий пост.

В этот день совершается память:

Преподобного Герасима, иже на Иордане (475). Преподобного Герасима Вологодского (1178). Благоверного князя Даниила Московского (1303).

Благоверного князя Василия (Василько) Ростовского (1238). Преподобномученика Иоасафа Снетногорского, Псковского (1299). Мучеников Павла и Иулиании (ок. 273). Преподобного Иакова постника (VI). Перенесение мощей благоверного князя Вячеслава Чешского (938). Святителя Григория, епископа Констанции Кипрской.

Священномученика Александра Лихарева пресвитера (1938).

Прощеное воскресенье

В последнюю неделю (воскресенье) перед Великим постом Церковь вспоминает изгнание прародителей — Адама и Евы из рая. Грех как искажение, несовершенство человеческой природы, следствием чего стала смерть, вошел в жизнь всех потомков Адама, то есть всего человечества. Но Господь Бог как любящий Отец через Жертву Сына — Иисуса Христа — спас людей от вечной смерти, дал каждому возможность вернуться к Богу, иметь с Ним жизнь вечную. Для соединения с Богом человеку необходимо очищение от грехов через покаяние. Средством достижения глубокого покаяния является пост. Вступающим на поприще поста Церковь, прежде всего, предлагает примириться между собой, испросить прощение у всех, кому мы могли причинить обиду. Вот почему последняя неделя перед Великим постом называется еще Прощеным Воскресеньем.

Прощеное воскресенье в древней Руси

В Древней Руси иноки и миряне в Прощёное воскресенье в торжественной церковной обстановке прощали друг другу все согрешения. Этот день носил название «Прощёного дня», или «Целовальника». Обычай прощения берёт своё начало в глубокой древности. Он перешёл на Русь из восточных монастырей. Народный обычай прощения в Древней Руси заключался в том, что после вечерней молитвы младшие члены дома с земными поклонами просили прощения у старших; старшие же, испрашивая прощения у них, кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками, посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками. В XVII веке француз Маржерет пишет о чине прощения: «На Масленице россияне… посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом; встречаясь даже на улице, — хотя бы никогда прежде не видались, — целуются, приговаривая: “Прости меня, пожалуй”; другой отвечает: “Бог тебя простит”». В этот день русские цари отпускали на свободу многих заключённых.

Благоверный князь Даниил Московский

Младший сын князя Александра Невского Даниил еще в отрочестве получил в наследство Москву, которую тогда и городом трудно было назвать, и само княжество было совсем маленьким. Возмужав, Даниил укрепил его и увеличил, но отнюдь не путем захвата, а своим талантом миротворца и благочестием. В братских междоусобицах он решал дела миром. Даниилу принадлежат лавры первой победы над ордынцами, которых призвал рязанский князь, чтобы захватить Москву. Даниил не стал мстить и грабить рязанскую землю. Глубоко уважавший Даниила его племянник и князь Переславля-Залесского Иоанн, умирая бездетным, отдал ему свое мощное и богатое княжество. До конца дней Даниил оставался верен нестяжанию и братолюбию, завету своего отца — «Бог не в силе, а в правде», за что Господь и судил его землям стать основой великого государства.

Перенесение мощей благоверного князя Вячеслава Чешского

Святой благоверный князь Вячеслав Чешский был внуком святой мученицы княгини Людмилы и был воспитан ею в глубоком благочестии. Он был миролюбив, строил и украшал церкви, почитал духовенство. Его младший брат Болеслав, желая занять его место, предательски убил святого князя, когда он шёл на богослужение. Кровь, пролитую у церковных дверей, долго не могли отмыть, пока она сама не исчезла. Спустя три года после убийства, 4 марта 932 года, почитатели святого Вячеслава тайно перенесли останки князя в собор Святого Вита. Когда перед погребением открыли раку, то обнаружили нетленные мощи: раны зарубцевались, кроме одной, которую нанёс брат святого князя. Подвиг святого Вячеслава упоминается в «Сказании о Борисе и Глебе» как образец княжеского служения, которому хотел следовать святой Борис.

Преподобный Иаков Постник

Преподобный Иаков подвизался вблизи города Порфириона, где обитало много самарян. Под его влиянием местные жители обращались в христианскую веру. Неверующие самаряне подкупили блудницу для обольщения подвижника, чтобы изгнать его из своей земли. Женщина под видом заблудившейся инокини проникла в келлию святого Иакова. Ночью она стала просить подвижника помазать её грудь елеем, жалуясь на сердечную боль. Выполнив её просьбу, преподобный Иаков почувствовал сильное плотское желание. Тогда он зажёг свечу и держал свою руку над огнём, пока суставы пальцев не отвалились от жара пламени. Блудница пришла в ужас от поступка святого Иакова и, покаявшись, поведала подвижнику о замысле нечестивых самарян. Преподобный рассказал об этом местному епископу, который крестил блудницу, а самарян изгнал из города.

Евангелие дня

Как люди верующие, если только мы ещё не совсем погрузились в рутину околорелигиозной жизни, мы призваны задумываться над тем, чего от нас хочет Бог? Причём, не когда-то вообще, но сегодня, на пороге Великого поста. Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 6.

14Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Помню как-то знакомый диакон подошёл ко мне после литургии и начал рассказывать, что именно за год нашего общения мной было сделано неправильно. Мы были в хороших отношениях и серьёзных обид я ему не нанёс, но какие-то вещи его тяготили и он, видимо, заранее всё обдумав, выкладывал их мне одну за другой. Наконец, он протянул мне руку и сказал: «Прости меня, а я тебя прощаю». Это было в Прощёное воскресенье. Конечно, этот день был выбран специально, потому что обижаться для верующего в него немыслимо. В этот день мы призваны просить прощения у ближних, взаимно их прощая. И всё же его подход показался мне странным. Как, в общем-то и всякий подобный подход, при котором люди в духовных и нравственных вещах ориентируются на формальные обстоятельства. Зачем было носить в себе все эти претензии? Если я не обидчивый, я не обижусь в любой день, а если обидчивый, то и в Прощёное воскресенье обижусь, ведь нельзя простить по заказу. Простить нельзя, но, образно говоря, направиться в сторону прощения можно. Ведь обида — это преграда, которая возникает в нашей душе, и связана она не столько с информацией, которую мы получаем, но с эмоциями, которые в нас возникают по этому поводу. Иногда, человек даже не хочет обижаться, но не может с собой справиться. Порой, напротив, отдаётся обиде охотно, находя в ней повод для охлаждения общения или вражды. Обида всегда связана с тем, как я воспринимаю себя, другого и наши отношения. Другой врывается своим поступком в мой мир, но в зависимости от того, как этот мир устроен, — я могу отреагировать по-разному. И тут есть два варианта: если я изначально забочусь о том, чтобы всё правильно воспринимать, — обиды не возникает. Если она возникла, значит что-то в моём внутреннем устройстве неправильно и в этом стоит попробовать разобраться. Мне могло казаться, что всё нормально, но я не заметил, как внутренне изменился, и боль обиды даёт мне повод навести порядок. Собственно предстоящий пост и Прощёное воскресенье — это и есть выделенное Церковью время для наведения порядка в душе. И если Бог сотворил нас для жизни во взаимной любви с Ним и друг с другом, то вопросы вражды и примирения — ключевые в нашей духовной жизни.

Сегодняшнее чтение начинается со слов, которые можно воспринять как своего рода шантаж, жёсткие условия прощения: Бог простит, только если ты простишь. Однако дело в том, что Бог не обижается. Он любит всегда, и наши ощущения Его гнева или любви зависят от чистоты нашего собственного сердца. Злого человека невозможно простить, потому что его собственное сердце закрыто для любви. Часто, начиная пост, верующие люди надевают одежду более мрачных цветов и делают строгие лица. Но Христос, как несложно убедиться, обратившись к тексту Евангелия, призывал обращаться не к внешнему, но к внутреннему. Искать не видимых сокровищ и подвигов, но заботиться о том, чтобы обогатиться любовью к Богу и ближнему.

священник Стефан Домусчи

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Современная массовая культура учит нас тому, чтобы мы грешили. Нам говорят, что хорошо менять партнеров, что хорошо разрушать семью, если «характерами не сошлись», что надо искать только собственное счастье. Все это является бесовским искушением, это насилие над человеческой природой, это ее извращение. Никогда такой образ жизни не приводит человека к счастью. Знаю, что говорю, потому что многие приходят к патриарху, в том числе со словами покаяния, и многие, прожив жизнь, став людьми очень известными, осознают, что прожили жизнь неправильно.

Молитвословия

Тропарь благоверного князя Вячеслава Чешского

глас 4

Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием,/ Небо и земля светло ликуют в память твою, святе./ И мы, грешнии, прилежно ти вопием:/ помолися к Владыце о нас,/ избавити ны от напасти/ видимых и невидимых враг,/ чтущих пресветлую память твою.

Кондак благоверного князя Вячеслава Чешского

глас 1

С лики Ангельскими предстоя,/ блаженне княже Вячеславе,/ наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты/ и, оттуду благодетельныя дары почерп чудес,/ всем, притекающим верою под твою святыню,/ источавши цельбам дарование.

Тропарь преподобного Герасима Вологодского

глас 4

Яко Безплотным единонравен/ и преподобным сообщник, преподобне Герасиме,/ един на Вологду пришел еси,/ прорицая ту быти граду великому/ и в нем святей церкви воздвигнутися/ и святителем водворитися./ Темже и сподобился еси/ близ того погребен быти/ и по преставлении своем многими чудесы исцелений просил еси./ Молися всегда о нас,/ яко да обрящем от Бога милость.

Кондак преподобного Герасима Вологодского

глас 8

От юности, премудре, мирский мятеж оставил еси,/ и многоценный ризы тленныя возненавидел еси,/ и святую одежду ангельскую любезно восприял еси,/ и ту соблюл еси в чистой совести/ и во благих делех, и до преставления своего/ бысть Божественнаго ради жития Троицы селение/ и просветил еси верою приходящий к тебе;/ темже вси зовем ти:/ радуйся, отче Герасиме всечестный.

Кондак преподобного Герасима

глас 4

Возгоревся рачением горним,/ жестость пустыни Иордановы паче всех мира сладких предпочел еси;/ отонудуже повинуся тебе зверь даже до смерти, отче,/ послушне и жалостне на гробе твоем скончася,/ прославльшу тя тако Богу,/ к Немуже моляся, и о нас,// отче Герасиме, поминай.

Тропарь благоверного князя Даниила Московского

глас 4

Княжения твоего славу отложив,/ озаряемый Божественною благодатию,/ Богомудре княже Данииле,/ весь разум в сердце от суетнаго мира сего/ к Зиждителю неуклонно возложил еси/ и, яко звезда на востоце Российскаго государства просиял еси,/ целомудрием же и равноангельным твоим житием/ течение добре совершая,/ веру соблюл еси непорочну,/ тем и по смерти прослави тя Бог в чудесех,/ яко источаеши исцеления верно притекающим к честней раце твоей;/ сего ради днесь празднуем успение твое, людие твои./ Ты же, яко имаши дерзновение ко Христу,/ моли спасти отечество твое// и мирней быти державе нашей.

Кондак благоверного князя Даниила Московского

глас 4

Избранный Богом от чресл родительских/ и воспитанный от младенчества в законе Господни в мужа совершенна/ и Промыслом Вышняго, именитаго града Москвы наследие княжества прием,/ верен строитель благочестивым людем твоим показался еси, Богоблаженне Данииле,/ ихже образом своим наставляя/ и поучая заповедем Господним выну,/ путем, ведущим в живот вечный, присно шествуя,/ Небеснаго Царства достигл еси,// идеже со ангельскими водворяяся лики, поеши Богу: Аллилуия.

Молитва вторая благоверному князю Даниилу Московскому

О угодниче Божий, святый благоверный княже Данииле, сада Христова благовонный цвете, неба церковнаго кроткая звездо, земли нашея небесный уме, града Москвы и державы нашея мудрый здателю. Теплый к Богу молитвенниче, скорый в помощи, милостивый в нуждах, к тебе припадаем и тебе молимся: буди предстатель наш пред Престолом Божией славы неусыпный. Собери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается. Онебеси ум наш, да, иго тяжкое земных попечений отвергше, бремя легкое Христова Евангелия возлюбим. Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божией. Тихость Духа Божия да соблюдет сердце наше. Весна покаяния да украсит дела наша. Княже милостивый и щедрый, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти. Отверзи нам двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла. Под крепкий покров благостыни твоея прибегающе, молим: буди нам тихое пристанище в скорбех. Остени нас молитвами твоими. Соблюди нас от падений греховных и заблуждений, да сердцем сокрушенным, духом смиренным в печали и радости выну зовем: Господи, предстательством преподобнаго Твоего помилуй нас. Аминь.

Новости по теме

Благоверный князь Даниил Московский (1652 г.)
Жития святых 12 сентября 2017
Благоверный князь Даниил Московский (1652 г.)

Родился в 1261 году и был четвертым сыном святого великого князя Александра Невского. В жизни св. благоверный князь Даниил отличался благочестием, кротостью и миролюбием.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.