23 марта. Память преподобной Анастасии Патрикии

4960
Фото

Седмица 1-я Великого поста

В этот день совершается память:

Вмч. Феодора Тирона (ок. 306) (переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого поста). Мчч. Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора, Никифора, Клавди́я, Диодора, Серафио́на, Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехи́и, Василиссы, Ники, Га́ли, Галины, Феодоры и иных многих (258). ()

Мучеников Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (258). Праведного Павла Таганрогского (1879).

Мучеников Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина и прочих (III). Преподобной Анастасии (567—568).

Священомученика Димитрия Легейдо пресвитера (1938).

Преподобная Анастасия Патрикия

Преподобная Анастасия жила в Константинополе и происходила из знатной семьи. Благочестивая аристократка, она отличалась многими добродетелями и пользовалась большим уважением императора Юстиниана Великого. Рано овдовев, Анастасия решила уйти из мира и спасать свою душу вдали от столичной суеты. Она тайно покинула Константинополь и постриглась в монастыре вблизи города Александрии. Через некоторое время император Юстиниан стал её везде разыскивать. Тогда блаженная Анастасия направилась в далёкий скит к авве Даниилу. Чтобы оградить Анастасию от мирской славы, старец поселил её в отдалённой пещере, облёк в мужскую монашескую одежду и назвал Анастасию евнухом. Презрев расположение земного царя, святая Анастасия 28 лет подвизалась в затворе в посте и молитве и наследовала Царство Небесное.

Священное Писание

Человек так внутренне устроен, что ему проще жить чужими решениями, чем принимать их самому. Вырастая, мы входим в готовые формы общественных отношений и часто действуем по шаблону, не пытаясь решать жизненные вопросы творчески. Иногда может показаться, что в религии действует тот же принцип. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 2.

23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?

25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?

26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;

28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

Глава 3.

01 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

02 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

03 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

04 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

05 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

В жизни ветхозаветных иудеев было довольно много правил, большая часть из которых были даны самим Богом. Кое-что фарисеи призывали соблюдать как предания старцев, но общеобязательным был именно закон, который пророк Моисей получил от Господа. У этого обстоятельства есть одно интересное, но не вполне очевидное следствие. Дело в том, что чем выше источник, санкционирующий наши действия, тем меньше у нас обычно сомнений по поводу их совершения. Если один школьник к чему-то призывает другого, тот может не обратить внимания на его слова. Если о том же самом его попросит учитель, ему придётся быть повнимательнее, не говоря уже о том, если к тому же самому призовёт его директор. Это правило действует не только среди детей, оно универсально, причём как в светской, так и в религиозной жизни. Сомнения становятся тем меньше, чем больше мы доверяем источнику требования. Ведь если перед нами обычный человек, он может ошибаться так же, как и мы. Но если перед нами заповеди Самого Творца, мы доверяем им безоговорочно. По крайней мере, так было в жизни иудеев и бывает в жизни других верующих людей. В известном смысле это проще, так как сложные нравственные решения часто бывают уже приняты и тебе остаётся просто их исполнять.

Однако отрывок, который мы сегодня услышали, свидетельствует о том, что всё несколько сложнее. Оказывается, что правила могут быть временными, то есть дисциплинарными и воспитывающими, а могут касаться самой сути нравственной жизни и касаться самой природы человека. И когда дисциплинарные правила входят в столкновение с сущностными, первые должны уступить место вторым.

Когда же это происходит? Готового ответа не существует. Можно было бы сказать, что главным критерием должно быть проявление любви, но и к этому критерию несложно задать тот же вопрос. Впрочем, в общих чертах можно сказать так: когда человек идёт по пути духовного возрастания и приближается к Богу, в сердце своём он получает от Него дар различения того, как правильно поступать в тех или иных ситуациях. Никакой, даже самый совершенный устав не может описать всех ситуаций, в которых вопреки формальным правилам, мы должны проявить любовь. Эти правила очень важны, так как дисциплинируют нас и структурируют нашу жизнь, но жизнь не сводится ни к дисциплине, ни к структуре... Все правила — это лишь костыли, которые помогают нам, людям со слабой волей, научиться ходить по путям духовной жизни. Обращая к нам евангельский отрывок сегодня, в конце первой седмицы Великого поста, Церковь напоминает нам, что главное делание во время поста — не столько исполнение предписанных форм, сколько выстраивание правильной внутренней иерархии, в которой тело призвано подчиниться душе, душа — духу, и весь человек — Богу.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Порой случается, что все вокруг тебя едят скоромное, а ты не очень-то хочешь, чтобы все знали о тебе, о твоей жизни и тем более о твоих религиозных взглядах, да и отказаться от скоромного неудобно, ведь ничего другого на столе нет. И если кто-то из вас окажется в такой ситуации, то, конечно, следует помнить, что в этом нет ничего общего с опытом мучеников и исповедников, но есть маленький тест на нашу верность. Тест, от результатов которого не зависят ни наша жизнь, ни здоровье, ни благополучие, — возможен лишь некий дискомфорт в общении с другими. Я привел этот пример, потому что меня не раз уже спрашивали: «Как поступить в такой ситуации? Не очень хочется, чтобы люди знали, что я верующий человек. Может быть, ничего страшного, если придется нарушить пост?» Но я никогда не говорил «ничего страшного». Нет, это очень серьезно и существенно, потому что даже в мелочах проявляется наша верность Господу.

Появление Литургии Преждеосвященных Даров

Составление Литургии Преждеосвященных Даров в православной русской традиции приписывается святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому. Но есть основания полагать, что Преждеосвященная Литургия имеет апостольское происхождение. Литургия Преждеосвященных Даров служится только Великим постом. По Студийскому уставу предполагалось служение Преждеосвященной Литургии во все седмичные дни Великого поста, исключая только понедельник и вторник первой седмицы. Согласно ныне действующему в Русской Церкви Иерусалимскому уставу, Литургию Преждеосвященных Даров полагается совершать по средам и пятницам, в праздничные дни (1-го и 2-го Обрéтения главы Иоанна Предтечи, Сорока Севастийских мучеников, храмовые дни), в четверг пятой седмицы Великого поста, а также с понедельника по среду Страстной Седмицы. Преждеосвященная Литургия, по сути, является вечерней, дополненной причащением Святых Таин, поэтому проскомидия, а также все молитвы и обряды, имеющие отношение к освящению Святых Даров, в ней отсутствуют.

Новости по теме

Преподобная Анастасия Патрикия, Египетская, пустынница (567-568 гг.)
Жития святых 23 марта 2017
Преподобная Анастасия Патрикия, Египетская, пустынница (567-568 гг.)

Была женой патриция, занимавшего высокое положение при дворе императора Юстиниана. Рано овдовев, Анастасия ушла из мира, от столичной суеты и, тайно покинув Константинополь, отправилась в Александрию.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.