27 марта. Память преподобного Венедикта Нурсийского

4471
Фото

Седмица 2-я Великого поста

В этот день совершается память:

Преподобного Венедикта Нурсийского (543).

Святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея России (1353). Благоверного великого князя Ростислава-Михаила (1167). Святителя Евсхимона исповедника, епископа Лампсакийского (IX).

Феодоровской иконы Божией Матери (1613).

Преподобный Венедикт Нурсийский

Преподобный Венедикт, основатель западного монашеского ордена бенедиктинцев, родился в итальянском городе Нурсии в 480 году. С юности он предался подвижничеству в отдалённой от людей пещере. Со временем к нему стали собираться иноки, желавшие жить под его руководством. Когда их число умножилось, преподобный разделил их на 12 монашеских общин, каждая из которых состояла из 12 иноков. Для новоначальных иноков преподобный Венедикт составил общежительный устав, который стал основой западной монашеской традиции. По уставу святого Венедикта, монахи должны молиться и трудиться, а также беспрекословно повиноваться аббату, во всём соблюдая умеренность. Для духовно опытных монахов, по мнению преподобного Венедикта, в уставе не было необходимости, и он отсылал их к святоотеческим наставлениям.

Святитель Феогност, митрополит Киевский и всея России

Святитель Феогност был поставлен на Киевскую митрополию Константинопольским патриархом Исаией. Святитель был помощником и твердой опорой московских князей. Как и его предшественники, он много ездил по всей митрополии, устрояя церковную жизнь, два раза путешествовал в Орду для утверждения за церковью всех ее льгот новым ярлыком. В Москве он построил храм во имя преподобного Иоанна Лествичника и создал придел к храму Успения Божией Матери — во имя святого апостола Петра, знаменуя этим почитание своего предшественника — митрополита Петра. Предчувствуя свою кончину, он назначил епископа Владимирского Алексия своим преемником. Скончался святитель в 1353 году и был погребен в Успенском соборе.

Святитель Евсхимон исповедник, епископ Лампсакийский

Святой Евсхимон, епископ Лампсакийский, живший в Малой Азии на берегу Дарданелльского пролива, известен своей добродетельной, подвижнической жизнью. Он пострадал за иконопочитание при императоре-иконоборце Феофиле (829—842 гг.), был заключен в темницу, сослан и умер в изгнании. Св. Евсхимон имел дар чудотворений. Так, он молитвою воскресил умершего младенца, которого принесла к нему плачущая мать. А также он прогонял одним словом своим диких зверей, когда они пытались вредить стадам.

Священное Писание

Как защитить себя от бед и скорбей, которые порой так внезапно врываются в нашу жизнь? Ответ на этот вопрос содержится в 5-й главе книги пророка Исаии, отрывок из которой звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 5.

16а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.

17И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых.

18Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех — как бы ремнями колесничными;

19которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!"

20Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!

21Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!

22Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток,

23которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!

24За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева.

25За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта.

В только что прозвучавшем отрывке пророк Исаия пересказывает своим слушателям грозные видения, которые ему посылает Господь. Перед нашим взором картина суда Божия. Святая Земля опустошена, домашний скот блуждает по пастбищам сам по себе, некому за ним присмотреть, города в огне, на улицах трупы людей, и нет человека, который бы предал их земле. Такими печальными образами начинаются и заканчиваются слова пророка.

В середине речи он указывает на причины бедствия. Основная из них — это состояние дерзкого самодовольства, в котором находятся евреи. Люди живут в праздной суете. Они совершенно не думают об исполнении воли Творца. Во всех делах они преследуют лишь свои корыстные цели. На все предупреждения пророка они отвечают примерно следующее: «хватит нас пугать, ещё не известно, есть Он, Твой Бог, или нет. Поэтому пусть поспешит, пусть приходит и наказывает, а мы посмотрим и решим, верить в Него или нет».

О таких людях Исаия и говорит, что они мудры в глазах своих. То есть считают себя самыми умными. Думают, что твёрдо стоят на ногах в этой жизни. Уверены, что их судьба зависит исключительно от них самих. Они одержимы иллюзией, что всё у них схвачено, всё просчитано, всё под контролем. Подобные заблуждения так укоренились в их уме и сердце, что каждый из них сам устанавливает для себя нравственный закон. Хорошим и плохим для него будет то, что хорошо или плохо лично для него. Как говорит пророк, они «зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким». Каждый из них словно маленький божок, который уверен в том, что весь мир крутится вокруг него одного.

Участь таких людей печальна. Это участь соломы, которую бросают в огонь. Когда Бог входит в их жизни, они начинают трещать по швам и разваливаться на глазах. Место надменного самодовольства занимает ужас. Так и произошло с древними евреями. Пророчества Исаии исполнились в точности. Иерусалим был разрушен. Его жители уведены в плен. Огромным потрясением это было именно для тех, кто проводил жизнь в беспечности и не помышлял о грядущем воздаянии. Слишком надёжным им казался собственный мир. О катастрофе они и не помышляли. Они были очень заняты собой. Поэтому и удар был страшен.

Проверить, что наполняет меня и какому богу я служу, — очень легко. Понаблюдаем, о чём мы больше всего думаем на протяжении дня? Вот то, к чему я чаще всего направляю свой ум и чувства и есть мой бог. Он управляет моей жизнью. На него я надеюсь и отдаю ему своё сердце. Он определяет для меня, что хорошо, а что плохо. Спросим: защитит ли этот бог меня в минуту тяжких испытаний? Даст ли он мне силы и поддержку? Или этот божок сам нуждается в помощи? Не будем питать иллюзий. Есть лишь один Творец и Хозяин наших судеб. И если хотим твёрдо стоять на ногах, именно о Нём каждое мгновение нашей жизни должны быть все наши мысли, чувства и воздыхания.

священник Дмитрий Барицкий /

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Последние слова молитвы святого Ефрема Сирина: «даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». <…> Что означает видеть свои прегрешения? Каким органом чувств мы их видим? Зрением, осязанием, вкусом, обонянием? Конечно же нет! Свои прегрешения видим силой своей совести. Совесть есть чувство, которое дает нам понимание того, что мы делаем, правильно или плохо поступаем. Совесть помогает нам замерять уровень наших греховных поступков, уровень наших греховных мыслей. Но совесть — это хрупкий сосуд и хрупкое чувство. И если совесть постоянно ломать, если не слышать этот голос, а растаптывать его, то совесть начинает постепенно терять свою силу. Тогда перед человеком открывается бездна греха. Самый главный сдерживающий фактор — совесть — перестает сдерживать человека, и он погибает. Поэтому сохранение совести, сохранение способности видеть свои грехи, имеет огромное, может быть, даже первостепенное значение для жизни каждого человека, но особенно христианина: «дай мне зрети моя прегрешения».

Преподобный Исидор Пелусиот: Добродетель озаряет всех

Совершающим добрые дела, когда они явны, это служит на пользу, и Спаситель сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16), однако, поскольку иные имеют в виду при этом не слово Владыки, но свою славу, Спаситель дал такой совет: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды» (Мф. 6, 1). Сначала речь идет о том, что благонравие и любовь к добру не могут укрыться, если бы и хотели этого творящие добро, а другие слова обуздывают славолюбие. В первых Господь воспрещает порок, в последних желание делать добро напоказ. Последнее не противоречит первому, но воспрещает пороки, как бы неразрывно следующие за добродетелями. Только добродетель, совершаемая не напоказ, в собственном смысле и может быть названа так и действительно есть добродетель. Если же она увлекается в славолюбие, то перестает быть истинной добродетелью. Нечего говорить о том, что подающие милостыню на показ, не по добротолюбию это делают… А слова «да просветится свет ваш» сказаны не с тем, чтобы мы величались, но в том смысле, что доброму делу невозможно не стать явным, даже если бы и скрывали его. Как светильник в безлунную ночь обращает на себя взгляд, так и добродетель против воли обладающих ею озаряет всех.

«Времени уже не будет» (Откр.10:6)

Как понять эти слова Апокалипсиса? Есть весьма распространенное мнение, что этот фрагмент необходимо понимать в том смысле, что наступит вечность, а течение времени полностью прекратится. Но это — слишком смелое предположение. Вечность, в строжайшем её понимании, — существенное свойство Бога, выражаемое в том, что Он абсолютно не зависит от условий времени (тогда как творения Божьи зависят).

Другое дело, когда слово «вечность» в приложении к Божьим созданиям используют в том значении, что их обусловленность «временем» будет иной: времени не будет в нашем понимании. Заметим, что в Апокалипсисе даны размеры Небесного Иерусалима, значит, будет и пространство, и «время», но оно будет проявляться в другой форме.

Опять же, эти слова иногда понимают и в том значении, что не будет времени для покаяния, Страшный Суд будет окончательным и его определение для грешников будет решающим.

Молитвословия

Кондак преподобного Венедикта

глас 6

Благодатию Божиею обогатился еси,/ делы же известил еси звание,/ и явился еси, Венедикте, угодниче Христа Бога,/ в молитвах и постех дарований Божия Духа исполнен,/ и был еси недужным исцелитель,/ и прогонитель врагом,// и заступник скорый душам нашим.

Тропарь благоверному великому князю Ростиславу — Михаилу

глас 6

Обрете тя строителя градов и церквей / земля Киевская, / великий княже Ростиславе, / смуты устранял еси, единство храня, / темже Господь тебе мудрость низпосла, / сего ради Христу Богу молися / спастися душам нашим.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской

глас 4

Пришествием честныя Твоей иконы, Богоотроковице,/ обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,/ якоже древний Израиль к кивоту Завета,/ притекает ко изображению лица Твоего/и воплотившагося от Тебе Бога нашего,/ да Твоим Матерним к Нему предстательством/ присно ходатайствуеши всем,/ под сень крова Твоего прибегающим,/ мир и велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской

глас 8

Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех,/ имиже благодеяла еси граду нашему,/ из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем:/ не престани, Владычице,/ Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами/ подавати вся благая и спасительная всем,/ верою и любовию вопиющим Ти:/ радуйся, Дево, христиан похвало.

Новости по теме

Святитель Феогност, митрополит Киевский и всея России (1353 г.)
Жития святых 27 марта 2017
Святитель Феогност, митрополит Киевский и всея России (1353 г.)

Родом из Константинополя, по происхождению грек, был постав-лен на Киевскую митрополию в 1328 г. и оказал много услуг России.

Благоверный великий князь Ростислав-Михаил (1167 г.)
Жития святых 27 марта 2017
Благоверный великий князь Ростислав-Михаил (1167 г.)

Благоверный Ростислав, князь Киевский (в крещении Михаил), был внуком Владимира Мономаха, сыном Мстислава I и братом князя Всеволода. Когда Мстислав унаследовал киевский престол, он отдал Смоленск в управление своему третьему сыну Ростиславу.

Преподобный Венедикт Нурсийский, игумен (543 г.)
Жития святых 27 марта 2017
Преподобный Венедикт Нурсийский, игумен (543 г.)

Родился в итальянском городе Нурсии в 480 г. В 14 лет святой был отправлен родителями на ученье в Рим, однако, угнетенный окружавшей его безнравственностью, он решил посвятить себя другой жизни.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?