28 марта. Память мученика Агапия и с ним семи мучеников

3625
Фото

Седмица 2-я Великого поста
День постный. 15 марта по ст. ст.

В этот день совершается память:

Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста).

Мученика Агапия и с ним семи мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303).

Священномученика Александра, иерея в Сиде (270—275). Мученика Никандра (ок. 302).

Священномученика Алексия Виноградова пресвитера (1938); священномученика Михаила Богословского пресвитера (1940).

Мученик Агапий и с ним семь мучеников

Святые юноши Агапий, Пуплий и Тимолай пострадали во время гонений на христиан в Кесарии Палестинской в правление римского императора Диоклетиана. Во время одного из языческих праздников отказавшихся принести жертву идолам христиан стали публично истязать и казнить — одних сожгли, других отдали на растерзание зверям. Находившиеся в толпе юноши тоже решили открыто исповедовать веру и пострадать за Христа. В знак добровольного подвига они связали себе руки и явились к правителю. Видя их молодость, правитель приложил немало усилий, чтобы уговорить их отказаться от своего мужественного решения, но тщетно. Тогда он бросил их в темницу, где уже находились двое христиан — состоятельный горожанин Агапий, перенесший пытки за веру во Христа, и его слуга Дионисий. Все они вскоре были преданы страшным мукам и обезглавлены.

Священное Писание

Какой должна быть подлинная цель нашей духовной жизни? Ответ на этот вопрос содержится в 6-й главе книги пророка Исаии, отрывок из которой звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 6.

01 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.

02 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

03 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

04 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.

05 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.

06 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,

07 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.

08 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.

09 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите.

10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

11 И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.

12 И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.

В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о том, как пророк Исаия был призван к пророческому служению. Господь явился Исаии в храме. Он открылся ему как грозный Царь и Владыка мира. Всё пространство вокруг Него наполнено Божественной славой. Сам Господь сидит на высоком престоле, Он одет в великолепные одежды, Его окружают сонмы ангелов. Потрясающая картина. Она призвана передать торжественность и неповторимость того духовного опыта, который переживает пророк.

Но вместе с тем эти образы подчёркивают то, насколько Бог превосходит любого человека. Нет ни одного из нас, кого бы не объял священный трепет, окажись он на подобной аудиенции. Вне зависимости от того, кто ты раб или царь, грешник или святой между тобой и Творцом мира будет пролегать непреодолимая пропасть. Не случайно Священное Писание Ветхого Завета не раз повторяет: невозможно человеку увидеть Бога и остаться в живых. Даже человек с такой чистой душою и сердцем, как Исаия, испытывает рядом с Ним благоговейный ужас. Пророк чувствует своё недостоинство.

Однако невозможное человеку возможно Богу. Господь видит, что душе Исаии чуждо самодовольство. Единственное, чего он хочет, — служить Своему Творцу, во всём исполнять Его волю. В его сердце нет лжи, нет лукавства, он не ищет для себя корыстной выгоды. Он хочет одного — быть полезным Своему Создателю. Поэтому и Бог не обращает внимания на его человеческие немощи и несовершенства. Ангел касается губ Исаии горящим углём, и пророка наполняет божественный огонь. В этом огне сгорают все его греховные пристрастия. Теперь Исаия не принадлежит сам себе. Его уста стали устами Бога. Он призван для того, чтобы исполнять и возвещать людям волю Творца. И в первую очередь Господь посылает его к Своему народу, к Израилю.

Как часто мы говорим: я хочу избавиться от своих грехов. Я хочу стать чистым. Я хочу, чтобы Господь не гневался на меня за мои проступки. Нередко ради этого мы и ходим в Церковь. Ради этого исполняем различные церковные правила и предписания. Мы жаждем покоя и тишины. Произошедшее с пророком Исаией — яркий пример того, какова должна быть подлинная цель нашей духовной жизни. Не душевная чистота и бесстрастие сами по себе, не тишина и безмятежие, которые наступают тогда, когда меня не беспокоит то, что происходит вокруг. В первую очередь мы призваны стремиться к тому, чтобы во всех своих делах исполнять волю Творца. Чего бы нам это не стоило. Даже если это обрекает меня на тяжкий труд, как пророка Исаию. И чем больше мы готовы забывать о себе, чем больше ради исполнения Божьих заповедей мы отодвигаем в сторону свои гениальные прожекты, тем сильнее Господь будет наполнять нас огнём Своей благодати. В этом огне сгорают все наши недостатки. Все наши грехи. А вместе с этим огнём приходят подлинные чистота, глубокий мир и святость.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Грех — это тоже болезнь, но исцелить ее может только Бог. Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть... прощать грехи, Я говорю этому человеку: встань, возьми постель твою, и иди (см. Мф. 9, 6). Эти слова обращены к каждому из нас, чтобы ни у кого не было сомнений, Кто прощает грехи, Кто может очистить нашу душу, Кто может освободить наше сознание от угрызений совести, а память — от груза тяжелых, не дающих покоя воспоминаний об ошибках и прегрешениях. Освобождение от греха — это освобождение от самой страшной болезни, ибо физическое заболевание возможно только в пределах физического мира, а грех — это болезнь, разрушающая душу, заражающая ее духовной инфекцией, которая вместе с душой переходит в вечность, и там это состояние может продолжаться бесконечно.

Праведный Иоанн Кронштадтский об очищении сердца

Для очищения сердца нужны великие труды и скорби; частые (покаянные) слезы, непрестанная внутренняя молитва; воздержание, чтение Слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но главное — частое покаяние и Причащение Пречистых Таин и ежедневное самоиспытание; размышление о том, сколь чистым человек сотворен в начале и как вошла в мир скверна греха; о подобии и образе Божием в нас и о нашей обязанности уподобляться Первообразу — Пречистому Богу; о искуплении нас бесценною кровию Сына Божия, о сыноположении нашем во Христе Иисусе, о заповеди нам быть святыми во всем житии (1Пет. 1, 15); размышление о смерти, о суде, о геенне огненной. Нужны великие скорби, потому что они врачуют болезнь греха, сжигают терние греха… Все святые перенесли великие скорби и труды для стяжания сердечной чистоты, и никто не был увенчан без скорбей: одни претерпели многоразличные мучения от гонителей, другие самопроизвольно томили и удручали себя постом, бдением, телесными трудами, непрестанно бодрствовали в молитве и благоуханием ее отражали всякое скверное приражение греха, часто причащались Святых Тайн, как самого могущественного средства к очищению, освящению и обновлению души и тела; непрестанно поучались в Слове Божием, занимались богомыслием. Иные из святых были проповедниками слезного покаяния, например, преподобный Ефрем Сирин. Искренние глубокие слезы особенно нужны нам, ибо они очищают скверну сердца и весьма много способствуют его спокойствию и блаженству, ибо вместе с ними вытекает, так сказать, грех из душ наших; после них настает тишина и спокойствие совести и какое-то духовное благоухание и радость: человек умными очами зрит в себе Бога, очищающего все его беззакония и несказанно милующего его.

Новости по теме

Мученик Агапий Газский, Кесарийский (303 г.)
Жития святых 28 марта 2017
Мученик Агапий Газский, Кесарийский (303 г.)

Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Пуплием, Тимолаем, Ромилом, Александром, Александром, Дионисием, Дионисием в Кесарии, в царствование императора Диоклетиана.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.