30 марта. Память преподобного Алексия, человека Божия

4650
Фото

Седмица 2-я Великого поста

В этот день совершается память:

Преподобного Алексия, человека Божия (411). Преподобного Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1483).

Преподобного Парфения Киевского (1855). Мученика Марина. Святителя Патрикия, просветителя Ирландии (после 460).

Священномученика Александра Поливанова пресвитера (1919); священномученика Виктора Киранова пресвитера (1942).

Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический и Симферопольский. Являлся викарием Казанской епархии в сане епископа Чебоксарского с 5 июля 1866 по 15 декабря 1867 гг. Миссионер, начальник Русской духовной миссии в Пекине. Скончался в Симферополе 17 марта 1882 г. Прославлен в лике местночтимых святых решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) от 18 мая 2008 г.

Память епископа Смоленского и Дорогобужского Иоанна (Соколова). Ректор и профессор Казанской духовной академии (1857-1864). Скончался в Смоленске 17 марта 1869 г.

Память архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Самбикина). Возглавлял Казанскую епархию с 26 марта 1905 по 17 марта 1908 гг. Миссионер, богослов, историк Церкви и агиограф; в 1906 г. открыл в Казани историко-археологическое общество. Скончался в Казани 17 марта 1908 г., погребен в Благовещенском соборе Казанского кремля (в нижнем храме в честь Всех святых).

Память архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского Тихона (Троицкого). Выпускник Казанских духовных семинарии (1904) и академии (1908), духовный сын прп. Гавриила Седмиезерного. Монашество и священный сан принял в Казани. Скончался в Джорданвилле (США) 30 марта 1963 г.

Престольные праздники

Придел прп. Алексия, человека Божия, Иоанно-Предтеченского храма с. Костенеево Елабужского района (К)

Храм прп. Алексия, человека Божия, с. Среднее Девятово Лаишевского района (К)

Преподобный Алексий, человек Божий

Благочестивые родители настояли на обручении Алексия, стремившегося к подвижничеству, но он в тот же день тайно покинул дом, попросив невесту хранить его перстень, «пока Господь не обновит их благодатью», и уплыл в далекий город, где долго жил при церкви подаянием. Родители отправили на поиски сына слуг, и те однажды видели его, но не узнали — так он успел измениться. Праведника между тем стали почитать, и он, убегая от славы, вновь сел на корабль. Буря отнесла судно к берегам родной Италии. Видя в том промысел Божий, Алексий пришел домой, в Рим, и выпросил уголок у родителей, которые также не признали его. 17 лет он провел в посте и молитве, видя, как страдают они о потерянном сыне, а невеста — о женихе. После его кончины родители нашли в руках сына свиток с описанием его жизни и просьбой простить его.

Преподобный Макарий, игумен Калязинский

Преподобный Макарий Калязинский родился в семье боярина Василия Кожи. Женившись по воле родителей, он рано овдовел и принял постриг в Николаевском Клобуковском монастыре. Стремясь к уединению, преподобный оставил городскую обитель и вместе с несколькими иноками основал пустынь в 18 верстах от города Кашина. Местный боярин Иван Коляга, не желая иметь на своих землях иноческую обитель, решил убить святого Макария. Но неожиданная болезнь привела Колягу к раскаянию, и он согласился отдать в распоряжение преподобного Макария свои земли. Основанный святым Макарием монастырь стал образцом для русских обителей. Через 40 лет после кончины преподобного, во время строительства нового храма, были обретены его нетленные мощи, а ещё через 25 лет Калязинского игумена прославили в лике русских святых.

Святитель Патрикий Ирландский

Апостолом Ирландии считается святой Патрик, который в юности, побывав в рабстве у кельтов, затем вернулся в эту землю с Евангелием Господа Иисуса Христа. Рукоположенный во епископа Римским папой Целестином, святой Патрик прибыл в Ирландию в 432 году. Его проповедь была строго православной и в то же время опиралась на лучшее в местных обычаях: святой Патрик объяснил местным духовным лидерам — старцам-друидам — догмат о Троице, используя почитаемый ими трилистник клевера, а на круге, кельтском символе солнца, начертал крест. Устроение новой Церкви также учитывало местные особенности: административное управление в ней принадлежало не епископам, а аббатам — настоятелям монастырей. Другая особенность кельтской Церкви — активное миссионерство, важность которого подчёркивал святой Патрик.

Священное Писание

Многочисленные евангельские рассказы о формальном нарушении Христом субботнего покоя, да и сам постепенно разрастающийся конфликт с иудейской религиозной знатью как будто бы подталкивают нас к тому, чтобы начать считать Спасителя возмутителем общественного спокойствия, этаким революционером, который пришёл развенчать многовековые заблуждения еврейского народа. Если же мы будем внимательнее к тексту Евангелия, то мы увидим, что это не так, Он не был нарушителем спокойствия, не был Он и тем, кто ставил своей целью борьбу с заблуждениями. Христос не нарушал установленных законов, как религиозных, так и гражданских, Он их исполнял, и именно это исполнение, основанное на всецелом послушании Богу-Отцу, привело Его сначала к Распятию, а потом и к Воскресению. Об исполнении Спасителем закона Ветхого Завета мы можем прочитать, к примеру, в 1-й главе Евангелия от Марка. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время Литургии в православных храмах.

Глава 1.

35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним

37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.

38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел.

39 И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

40 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.

42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его

44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

В прозвучавшей сейчас евангельской истории нет и намёка на какой-либо конфликт. Всё в высшей степени благостно: апостол Марк рассказал о Христовой проповеди, плавно перейдя к истории исцеления прокажённого человека. Это, как мы знаем, не единственная евангельская история исцеления прокажённых, есть и другая, более известная, в ней говорится об очищении сразу десяти больных без какого-либо физического контакта с ними. Здесь же всё произошло несколько иначе: Спаситель прикоснулся к прокажённому, и с формальной точки зрения такое прикосновение было нарушением закона Моисея, ведь прокажённые считались ритуально нечистыми, и прикосновение к ним делало таким же и того, кто осмелился бы дотронуться до больного человека. Однако Христос, имея возможность исцелить одним лишь Своим словом, по какой-то причине коснулся рукой прокажённого, и в этом можно усмотреть некоторое пренебрежение к закону, тем более что после этого прикосновения Сам Спаситель не отправился к священникам, не засвидетельствовал Свою свободу от болезни и не принёс положенную за очищение от прикосновения к нечистому жертву.

Конечно, христианская традиция предлагает нам объяснение такого действия Христа, к примеру, блаженный Феофилакт дал такой комментарий: «Спаситель, желая показать, что нет ничего по природе нечистого, что требования Закона должны упраздниться и что они имеют силу только над людьми, прикасается к прокажённому». При всём уважении к мнению авторитетного толкователя нельзя не заметить некоторую непоследовательность: если Спаситель хотел показать, что «требования Закона должны упраздниться», то почему же после исцеления Он отправил бывшего прокажённого к священнику с напоминанием о необходимости принесения жертвы за очищение? Ведь и это — тоже требование закона, и оно, как мы знаем, упразднилось.

Кажется, что ответ нам стоит искать несколько в иной плоскости. У нас нет причин утверждать, что Господь отрицал какие-то повеления закона, а с какими-то соглашался. Да, действительно, ритуальные предписания закона Ветхого Завета утратили свою силу и актуальность, но иначе обстоит дело с законом как таковым. Христос, по Его собственным словам, пришёл не нарушить закон, а исполнить (см. Мф. 5:17). Закон же имеет деление на временное и вечное, временное в законе Моисея должно было уйти, и оно ушло, а вечное потому и вечное, что отмене не подлежит, заключается оно в любви к Богу и к человеку как первой и высшей заповеди. Иногда для проявления любви достаточно слова, а иногда нужно и нечто большее, к примеру, прикосновение. Спаситель никогда не действовал по единому для всех схожих случаев шаблону, Он всегда смотрел на человека и поступал так, как того требует состояние обращавшихся к Нему людей. Можно предположить, что состояние именно этого прокажённого было таким, что он нуждался не только в исцеляющем слове Воплощённого Бога, но и в Его прикосновении, и Спаситель, следуя закону любви, дал страдальцу то, что ему было так необходимо.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Поминовение усопших Великим постом

Во вторую, третью и четвёртую субботы Великого поста совершается особое поминовение усопших. Эти субботы называются родительскими, но по значению и характеру службы они несопоставимы со вселенскими родительскими субботами — Мясопустной и Троицкой. Если на великопостную субботу соответствующих седмиц приходится какой-то особый праздник — например, Благовещение или память 40 мучеников Севастийских, или престольный праздник — то заупокойная служба совсем отменяется. Великопостные родительские субботы, когда можно помянуть всех почивших христиан и особенно сродников, установлены как в некотором роде восполнение недостатка литургического поминовения — в силу ограничения в совершении литургий в будние дни поста (основное поминовение усопших в Церкви всегда и издревле совершается на литургии).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Пост — это время, которое мы должны использовать с большой пользой для себя. Время, когда через молитву мы можем почувствовать Божие присутствие и прикосновение к нам Божественной благодати. Время, когда нам следует задуматься о своей жизни, о своих поступках, о том, что мы сделали плохого, и даже о том, что мы сделали хорошего. Потому что не следует думать только о плохом, и покаяние есть не только признание своей вины. Одновременно в Великом посту нужно благодарить Господа за все, что Он нам дал в жизни, что мы могли развить, что мы могли усовершенствовать, чего мы могли достичь, ведь без помощи Божией никакие человеческие успехи невозможны. Поэтому время Великого поста — это время молитвы и размышления о нашей жизни, о ее цели, о том, как мы к этой цели приближаемся.

Преподобный Паисий Святогорец о нежности и любви к детям

Ребенок нуждается в любви и нежности, а также во многом руководстве. Он хочет, чтобы ты посидел рядом с ним, хочет рассказать тебе о своих проблемах. Однако сегодня большинство детей видят своих родителей очень недолго, лишь по вечерам, — и не насыщаются любовью. Многие родители, будучи педагогами или врачами, у себя на работе имеют дело с детьми. Они отдают свою нежность детям чужим, а, возвращаясь домой, уже не имеют нежности для детей своих. Они приходят домой усталыми. Аккумулятор уже сел. Отец разваливается в кресле, берет в руки газету, чтобы почитать о последних событиях, и совершенно не занимается детьми. Малыш трется возле него, чтобы отец поговорил с ним, погладил его, а отец отгоняет ребенка от себя. Мать, в свою очередь, спешит на кухню, чтобы приготовить ужин, у нее тоже нет времени заняться детьми. И от этого несчастные дети растут лишенными любви. Все эти родители не ведут себя по отношению к детям с нежностью и любовью, поэтому впоследствии у детей начинаются психические расстройства.

Что делать, если в пост выпадает личный праздник?

В дни строгого поста можно перенести застолье на другой день (выходной или после поста). А можно приготовить вкусную постную пищу. Если спросят, то скажите просто: «Сегодня постный день, поэтому пища постная».

А если в пост пригласили в гости?

Святитель Филарет, митрополит Московский на каких только обедах-ужинах не бывал, с кем только трапезу не делил. А ел как? Не откажется от одного блюда, от другого, беседы занимательные ведет, в тарелке ковыряет что-то ножом с вилкой, а ест... хлеб.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Когда идешь в гости к кому-либо из родных или знакомых, иди не для того, чтобы у них хорошо поесть и попить, а для того, чтобы разделить с ними дружескую беседу, чтобы беседою любви и искренней дружбы оживить свою душу от житейской суеты, чтобы соутешиться верою общею. "Не ищу вашего, — говорит Апостол, — но вас" (2 Кор.12:14)».

О 144 тысячах запечатленных

В Книге «Апокалипсис» есть такие слова: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было 144 000 из всех колен сынов Израилевых» (Откр.7:4). Как можно их понимать? В отношении толкования числа запечатленных существует несколько версий, в частности:

  • это символическое число сынов Израиля, наследующих спасение;
  • это число показывает, как мало спасшихся израильтян по сравнению с неисчислимым множеством возлюбивших Христа из всех остальных народов земли;
  • это избранники Божьи от всех народов земли, представленных образно в виде 12 колен Израилевых;
  • это совершеннейшие христиане последних времен, а не только те, которые спасутся.

Молитвословия

Тропарь преподобного Алексия, человека Божия

глас 4

Возвысився на добродетель и ум очистив,/ к Желанному и Крайнему достигл еси,/ безстрастием же украсив житие твое,/ и пощение изрядное восприим совестию чистою,/ в молитвах яко безплотен пребывая,/ возсиял еси яко солнце в мире,/ преблаженне Алексие.

Кондак преподобного Алексия, человека Божия

глас 2

Дом родителей твоих, яко чужд, имев,/ водворился еси в нем нищеобразно/ и, по преставлении венец прием славы,/ дивен на земли явился еси, Алексие, человече Божий,// Ангелом и человеком радование.

Молитва преподобному Алексию, человеку Божию

О великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостивно на предстоящий святей иконе твоей люди, умиленно молящиеся и просящие от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнеи руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Ей, святче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Макария, игумену Калязинского, чудотворца

глас 8

Плотская мудрования, отче Макарие,/ воздержанием и бдением умертвил еси,/ место бо, на немже поты твоя излиял еси,/ яко труба, вопиет к Богу,/ поведающи твоя исправления,/ и по смерти честныя твоя мощи источают исцеления./ Темже вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Макария, игумену Калязинского, чудотворца

глас 2

Вышних желая, воздержанием, и труды, и поты насладився,/ желание плоти твоей обуздав,/ чудес дар прием от Христа Бога,/ светильник явился еси пресветлый./ Темже Христова Церковь песньми славит тя,/ преподобне Макарие, отче наш.

Новости по теме

Преподобный Макарий, игумен Калязинский, чудотворец
Жития святых 30 марта 2017
Преподобный Макарий, игумен Калязинский, чудотворец

Родился преподобный Макарий, игумен Троицкого Калязинского монастыря, в 1402 году, в селе Гридцине (Грибкове, ныне Кожино), вблизи Кашина, в боголюбивой, строго чтущей заповеди Господни семье.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.