5 апреля. Память мученика Василия Мангазейского

4890
Фото

Седмица 6-я Великого поста

В этот день совершается память:

Преподобномученика Никона епископа и 199-ти учеников его (251).

Преподобного Никона, игумена Киево-Печерского (1088). Мучеников Филита, Лидии, жены его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117—138). Мученика Василия Мангазейского (1600).

Священномученика Константина Снятиновского пресвитера (1918); священномученика Макария Квиткина пресвитера (1931); священномученика Стефана Преображенского пресвитера (после 1937); священномученика Василия Коклина пресвитера, преподобномученика Илии Вятлина, преподобномучениц Анастасии Бобковой и Варвары Конкиной, мученика Алексия Скоробогатова (1938); преподобного Сергия Сребрянского, исповедника (1948).

Память архимандрита Макария (Малиновского). Инспектор (1850-1851) и ректор (1851-1852) Казанской духовной академии. Скончался в Арзамасе 23 марта 1887 г.

Мученик Василий Мангазейский

Еще в юности он отличался любовью к молитве, храму, Господу. Святой Василий работал в заполярном городе Мангазея, нанявшись управляющим по продаже товаров к богатому купцу. Однажды, когда Василий молился в храме на Пасхальной заутрене, грабители залезли в лавку его хозяина. Тот несколько раз звал юношу, но праведный Василий оставался в храме до окончания Литургии. Купец, заподозрив управляющего в краже, жестоко истязал его, пока тот не умер, а затем закопал без чина погребения. Но через полвека Всемогущий Господь благоволил представить страстотерпца из недр земли и прославить многими чудесами. В средине 17-го века праведный Василий был прославлен Церковью.

Преподобномученик Никон Сицилийский

Преподобный Никон был первым учеником и сподвижником преподобного Антония, основателя Киево-Печерской обители, к которому пришел, будучи уже иереем. Он постригал в монастыре всех новоприходящих иноков. Когда в обители собралось много братии, Никон для уединения и безмолвия удалился на полуостров Тмутаракань (на восточном берегу Керченского пролива) и поселился в безлюдном месте. Со временем там был основан монастырь с церковью во имя Божией Матери. Скончался святой в глубокой старости и был погребен в Ближних пещерах преподобного Антония.

Мученики Филит, Лидия и другие с ними

Святой Филит был сановником при дворе императора Адриана. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа святого Филита с женой святой Лидией и сыновьями святыми Македоном и Феопрепием отправили в Иллирию к военачальнику Амфилохию, чтобы подвергнуть истязаниям. Амфилохий повелел вскипятить в медном котле масло вместе с серою и бросить туда подвижников. Но когда мученики попали в котёл, он тотчас охладился. Поражённый чудом, Амфилохий уверовал во Христа и, решившись войти в котёл, сказал: «Господи, Иисусе Христе, помоги мне!» Тогда послышался голос: «Молитва твоя услышана, войди сюда». Вскоре Адриан сам прибыл в Иллирию и повторил пытку: мучеников снова и снова бросали в кипящее масло, но они силою Божией оставались живы. Посрамлённый император вернулся в Рим, а мученики предали Спасителю свои души.

Священное Писание

Все мы переживали особенные дни, связанные с проверкой на соответствие наших знаний и умений определённым стандартам. Начиная с детства, когда родители давали нам задание, потом проверяя его исполнение, до экзаменов в школе или вузе, от которых зависело не просто одобрение старших, но и то, как будет развиваться наша жизнь дальше, по какой дороге нам предназначено пойти. Но бывают ли такие проверки в религиозной жизни? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы Книги пророка Исаии, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.

Глава 13.

02Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов.

03Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем.

04Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско.

05Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю.

06Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего.

07Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло.

08Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись.

09Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.

10Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим.

11Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей;

12сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи — дороже золота Офирского.

13Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его.

Прежде чем что-либо проверить, человеку дают образец того, чему он должен соответствовать. Когда преподаватель готовит студентов к экзамену, он даёт материал, который потом будет спрошен. И, конечно, прежде чем спросить с человека исполнение Своей воли, Бог даёт ему заповеди. Так было и в саду Эдемском, и у горы Синай... И так, конечно, было с заповедями Нового Завета, вся суть которых заключается в том, чтобы человек научился любить Бога и ближнего. В этом смысле можно сказать, что любая сложная ситуация, в которую мы бываем поставлены Богом, оказывается для нас экзаменом и днём проверки, которую Господь устраивает каждому из нас. При этом всякий знает, что наш подход к вопросам добра и зла часто испытывает влияние того окружения, в котором мы живём. И как в классе, где не за кем тянуться, сложно всерьёз относиться к учебе, так в сообществе злых сложно стремиться к чему-то доброму.

Иудеи были народом, к которому Бог обратил свои заповеди. Они свободно вошли с ним в Завет и обязались всё, преподанное Господом, исполнять. Впрочем, много позже заповеди оказались в забвении, а сам еврейский народ в вавилонском плену. Страдая, многие из иудеев задумывались о причинах своего бедственного положения и возвращались к памяти о Боге. В окружении язычников сделать это было непросто. Когда ты стремишься исполнить заповеди, потому что помнишь о своём завете с Богом, а все вокруг живут по велениям своих злых сердец, пример их безнаказанности может разрушать самые добрые намерения. Что же было делать, как было ободрить народ, пребывавший в таком плачевном состоянии. В сегодняшнем чтении мы слышим, как пророк Исаия говорит иудеям о том, что грядёт день Божьего гнева, в котором мир будет наказан за зло и высокомерие притеснителей будет унижено. Праведность верных людей не бессмысленна, даже если кажется таковой перед лицом жестокосердных и нечестивых.

Но не таково ли положение праведных людей везде и всегда? Не опускаются ли руки тех, кто пытается делать добро в мире, полном несправедливости и насилия? Всё так. И поэтому в сегодняшнем чтении Исаия обращается не только к иудеям, но и ко всем людям доброй воли. Пророк призывает помнить о Боге и о том, что в итоге добро победит.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Крест — в центре наших убеждений, в центре нашего христианского мировоззрения, но он должен также быть и в центре нашего мироощущения. Вот этого добиться очень тяжело. Умозрительно, философски, богословски мы знаем, почему Крест в центре. А вот пережить на собственном опыте, что означает расположить в центре своей жизни скорбь, страдания, — очень тяжело. Как часто несение своего креста сопровождается непониманием, ропотом на Бога, а нередко озлоблением, осложнением отношений с ближними и дальними и даже потерей веры! Для того чтобы мы могли легче нести свой крест, нам надлежит очень ясно уразуметь одну истину: именно Крестом Бог возжелал спасти мир.

Евхаристия в апостольский век

После сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы началась благодатная жизнь Церкви, стали совершаться Таинства. Для участия в главном Таинстве Церкви — Евхаристии — христиане собирались по домам; это совершалось в первый день недели, то есть в воскресенье (суббота тогда считалась последним, седьмым днём). Первый день недели, когда Господь воскрес, именовали «днём Господним». Святой Иустин Философ называл его «днём Солнца», ибо Господь есть Солнце Правды. Таинство Евхаристии сопровождалось проповедью и чтением Писаний. Книга Деяний повествует о том, что во время второго миссионерского путешествия апостола Павла христиане собрались ночью для совершения Евхаристии. Во время проповеди апостола юноша Евтих заснул, упал с третьего этажа и умер. Апостол Павел воскресил его, после чего все причастились.

О посте и молитве

Воздержание должно иметь высшие цели, поэтому оно и поддерживается молитвой. Но и молитва поддерживается трезвостью ума, легкостью и чистотой сознания, которые дает нам воздержание. «С постом всегда должна быть соединена молитва», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Они словно связаны друг с другом — молитва и пост. Внешние ограничения как бы освобождают душу, она хочет говорить, она ищет духовного делания. Постом молитвенное настроение, желание молиться чаще и явственнее побуждают нас к беседе с Богом. Обратите внимание на людей, стоящих на службе. В периоды постов в храмах заметно больше молящихся. На вечерние богослужения иные заходят по дороге домой, как бы мимоходом. Хочется хоть четверть часа побыть в храме.

Но есть и другая зависимость. Преподобный Макарий Египетский говорит: «Воздерживающийся без молитвы, как устоит без ее помощи?» Действительно, постящийся без молитвы обязательно впадает в раздражительность. В семьях, где не все члены расположены к духовной жизни, именно постом случаются ссоры и недовольства. У отца Александра Ельчанинова есть запись: «Пост усиливает дух в человеке. В посте человек выходит навстречу Ангелам и бесам». Постом утончается грань между видимым и невидимым, между телесным и духовным мирами. Человек становится более доступен духовному влиянию. Но духовный мир — это не только ангелы и души святых. Это еще и демоны. Поэтому так необходима постом частая исповедь, Причастие, молитва.

Смысл поста в очищении тела и в очищении сердца. А это возможно только тогда, когда пост соединен с покаянием и молитвой.

Священник Сергий Николаев, «Время веселое поста»

Что такое христианское нравственное самосознание?

Важнейшая черта, присущая человеку — самосознание. Под самосознанием человека подразумевается сознание им самого себя, в отличие от других объектов (предметов) окружающего его мира и мира в целом. В более широком значении, а в определенном отношении и в более глубоком, под сознанием разумеется представление человека о самом себе, о своих качествах, способностях, возможностях, состояниях. Этим (помимо прочего) человек принципиально отличается от бессловесных творений — животных.

Между тем, для того чтобы человек реализовал своё высшее предназначение, ему не достаточно только осознавать себя человеком, существом возвышенным, отличающимся от всех прочих существ нашего мира. Для этого ему необходимо осознавать себя Божьим творением, осознавать, для чего его создал Господь, каковы его нравственные обязанности перед Богом, ближними, окружающим миром и какова высшая цель его земного бытия.

Эти вопросы раскрыты в христианстве, в учении Церкви Христовой, и, стало быть то, о чём сказано выше, связано не просто с самосознанием, а с христианским самосознанием, подразумевающим принадлежность Церкви и следование её учению. Таким образом, понимаем, что христианским самосознанием называется осознание человеком себя творением Божьим, как существа нравственного, ответственного перед Творцом, ближними, перед собой, предназначенного к высокой духовной цели: богоподобию и богообщению.

Молитвословия

Тропарь праведного Василия, мученика и страстотерпца, Мангазейского чудотворца

глас 8

Богатство видев чистыя души твоей, Василие,/ украсти тщашеся праведных враг,/ подусти господина твоего,/ иже покраденнаго ради богатства своего предав тя судии,/ и от того неповинне многия претерпел еси муки,/ непобедим пребыв до смерти./ Тем, яко приемый венец страдания от всех Владыки,/ моли всем от напастей свободным быти,/ чтущим любовию святую память твою.

Кондак праведного Василия Мангазейского

глас 4

Страдание совершив, святе,/ погребения же честнаго не сподобився,/ в тинное место ввержен/ и попираемь был еси от мимоходящих,/ но Бог прослави мощи твоя чудесным явлением, Василие,/ прославляяйся во святых Своих,/ даяй страдальцем венец нетленный.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года