8 апреля. Собор Архангела Гавриила

6111
Фото

Седмица 4-я Великого поста.

В этот день совершается память:

Собор Архангела Гавриила.

Священомученика Иринея, епископа Сирмийского (Сремского) (304). Мучеников Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мучениц Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Преподобного Малха Сирийского (IV). Преподобного Василия Нового (ок. 944).

Мученицы Параскевы Кочневой (1939).

Память епископа Нолинского Александра (Малинина), викария Вятской епархии. Выпускник Казанской духовной академии (1914). Скончался в заключении в Вишерском исправительно-трудовом лагере в январе-феврале 1929 г. Память совершается в день рождения владыки (1880).

Престольные праздники

Храм Архангела Гавриила с. Соколка Бугульминского района (А)

Храм Архангела Гавриила с. Каипы Лаишевского района (К)

Архангел Гавриил

Архангел Гавриил — один из семи главных ангелов, чье имя означает на еврейском языке «Сила Божия». Несколько раз он упоминается в Писании как небесный вестник, которого Бог посылает, чтобы возвестить людям Свои планы о спасении рода человеческого. Архангел Гавриил явился праведной Анне с вестью о рождении от нее Пресвятой Богородицы. Он неотступно пребывал с Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и охранял все время Ее земной жизни. Архангел Гавриил был избран для благовествования Пречистой Деве о Воплощении Сына Божия. Именно он принес радостную весть о Воскресении Христовом женам-мироносицам. Обычно Архангел изображается с райской ветвью в руке, которую он принес Пресвятой Богородице.

Священномученик Ириней, епископ Сирмийский

Епископ Ириней пострадал во время гонений на христиан при римских императорах Диоклетиане и Максимиане (284—305). Он был пресвитером, вместе с благочестивой супругой воспитывал детей в христианском благочестии и пользовался большим уважением паствы за свою образованность и строгий образ жизни. Позже его поставили епископом в город Сирмий в Паннонии (современная Венгрия). За горячую проповедь Христовой веры, за отказ отречься от Христа и принести жертву языческим богам святого предали на мучения. Правитель той земли Проб пытался сломить волю мученика, уговаривая его пощадить свою жизнь ради сыновей. Но мученик ответил: «Сыновья мои веруют в Бога, Который позаботится о них, меня же ничто не заставит отречься от моего Христа». Святого Иринея обезглавили, а его тело бросили в реку.

Преподобный Василий Новый

В юности преподобный Василий Новый оставил мир и подвизался пустынником. Однажды у дороги его заметили слуги византийского правителя и, как человека в рубище, не отвечавшего на вопросы, доставили в город на допрос. Там святой лишь ответил сановнику, что он — пришелец на земле. Святого стали пытать, но он терпел, не желая рассказывать о своем подвижничестве. Когда сановник обозвал святого нечестивцем, тот прозорливо обличил в нечистоте самого мучителя. Тот в ярости велел повесить святого вниз головой, но и после трехдневного истязания он оказался жив и невредим. Это чудо сановник приписал волшебству и отдал святого Василия на растерзание льву, а когда лев не тронул подвижника и его решили утопить в море, два дельфина подхватили святого и вынесли на берег. Святой прожил 110 лет и многим помог советами и наставлениями.

Священное Писание

Пожалуй, в истории Ветхого Завета не было тех пророков, которые жили бы в благополучное и безопасное время. Впрочем, это неудивительно: таких времён было совсем немного в истории Древнего Израиля. Пророки не могли не обращать внимание на происходящее вокруг, они взывали к Богу, молили Его о помощи, и получали ответ, но ответ этот мог относиться не только к текущей ситуации, но и к далёкому будущему, тому будущему, в котором придёт Мессия. Особенно же много ответов такого рода получал от Бога пророк Исайя. Сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения звучит отрывок из 14-й главы его книги, и эти слова — слова о Христе.

Глава 14.

24С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится,

25чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.

26Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы,

27ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта,- и кто отвратит ее?

28В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово:

29не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.

30Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.

31Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их.

32Что же скажут вестники народа? — То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его.

Ещё святитель Василий Великий замечал, что тяготеющий к земному плотский Израиль предпочитал понимать эти слова пророка Исайи в сугубо временном ключе, а именно — как указание на победу Израиля над его врагами, в частности, над Ассирией. Свою мысль святитель Василий выразил так: «Плотский Израиль толкует, что у Пророка говорится о земле, которая, по их мнению, есть Божия, и об этих земных горах чувственной Иудеи и что народ израильский отведёт в плен ассириян, возложив на них иго рабства».

Неизвестно, на каких именно еврейских толкователей ссылался при этом святитель Василий, но очевидно, что такое толкование ошибочно: Ассирии уже давно не существует, а в пленении у Израиля она так и не побывала. Однако нельзя исключать, что святитель Василий лишь риторически усилил мысль еврейских толкователей, которые в словах пророка Исайи видели указание на победу Израиля над Ассирией, но никак не на пленение Израилем Ассирии.

Такое усиление могло быть необходимо святителю Василию ради того, чтобы показать несостоятельность прочтения текстов Священного Писания исключительно в земном ключе, за ними всегда необходимо уметь видеть нечто значительно большее, то, что имеет отношение не к человеческому, а к божественному. Собственно, именно так святитель Василий и продолжил свою мысль: «А мы, „воскресшие со Христом“ и давшие обет „вышних искать“ (Кол. 3:1), землёй называем благое сердце [...] Так и горой Божией, на которой ассирияне „будут в попрание“, может быть назван возросший в добрых делах и ставший выше других словом и познанием; в нём враги будут в попрание».

Далее мысль святителя Василия перешла к рабству греху и избавлению от этого рабства. Нам сложно не согласиться с толкованием святителя Василия: действительно, пришествие Христово, Его Смерть и Воскресение сделали нас свободными от гнёта греха, теперь, если мы действительно этого захотим, мы имеем возможность быть свободными. Эта свобода далась нам дорогой ценой — ценой крови Единородного Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа, и пренебрежение ей — есть не что иное, как оскорбление величия Божия и уничижение спасительного подвига Христова. Дай Бог, чтобы эти состояния были далеки от нас, и чтобы в каждую секунду жизни мы выбирали свободу от греховного рабства!

епископ Переславский и Угличский Феоктист

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Как узнать, что есть воля Божия? У святителя Иоанна Златоуста мы находим замечательные слова: «Если вы слышите и исполняете Его заповеди, то Он исполняет ваши молитвы». В Божественных заповедях, в Божественном законе, который передается нам через слово Божие, и есть воля Божия, являемая миру через слова человеческие. Нам только нужно научиться эти Божественные заповеди применять к повседневной нашей жизни. Конечно, ни заповеди Моисея, ни заповеди Нагорной проповеди не могут покрыть все многообразие жизненных ситуаций, через которые мы проходим, когда от нас требуется сделать тот или иной выбор, но эти заповеди задают направление, которое поможет избежать ошибок. Мы застрахованы от ошибок только в том случае, если главным критерием выбора наших поступков будет желание, готовность соответствовать Божией воле, как она дана нам в Его Божественном законе. Поэтому всякий раз, когда мы вспоминаем Деву Марию, Царицу Небесную, Матерь Божию, мы должны представить себе, что именно Она явилась воплощением того идеала, к которому Господь призывает всякого человека. Она Себя полностью предала в руки Божии, Она отдала Свою волю в руки Божии и исполняла Его волю. И сделала это в самом главном, смиренно ответив на Благовещение, принесенное Ей Архангелом Гавриилом.

Святитель Серафим (Соболев) о заступничестве Божией Матери за людей

Божия Матерь всегда простирает Свой молитвенный покров над нами. Она всегда умоляет Сына Своего об избавлении нас от бед и напастей и о даровании нам вечного спасения. Вот почему Церковь ублажает Её, как «в молитвах неусыпающую». Но в особенности Божия Матерь являет Свой молитвенный покров во время великого божественного гнева, когда Господь за грехи страшно наказывает людей. Некогда святой Иоанн Богослов созерцал это наказание Божие (Откр. 11:19). Но тут же он увидел великое знамение на небе — Жену, облечённую в солнце (Откр. 12:1), под Которою святые отцы разумеют Божию Матерь. Господь показал Своему ученику мировое потрясение, которое разразится перед самым вторым пришествием. Но показано было и то великое утешение, которое дарует тогда Господь людям в лице Пречистой Божией Матери.

Что может быть утешительнее для людей, когда среди них появится Небесная Царица, Которая только одна и может Своим всесильным покровом спасти страждущих от всех бед и отвратить от них праведный гнев Своего Сына. Имея в виду дивное заступление Божией Матери, святая Церковь всегда молится, чтобы Матерь Божия явилась нам в самый страшный час нашей жизни — в час кончины. Церковь верует, что Матерь Божия являет Свой покров и в то страшное для нас время, когда душа, по разлучении с телом, проходит воздушные мытарства. Святая Церковь свидетельствует, что Божия Матерь не оставит нас вне Своего покрова и на Страшном Суде. А в больших ЧетьиМинеях митрополита Макария повествуется, что Божия Матерь в последний раз явит Свой покров и заступление даже после Страшного Суда многим грешникам, уже осуждённым праведным судом Божиим. Хотя они и не будут водворены в райские обители, но ходатайством Богоматери будут избавлены от вечных адских мучений ради той любви, которую они оказывали ближним во время земной жизни.

О Страстной седмице

Великий пост заканчивается в пятницу шестой недели, когда Церковь поёт: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу». Страстная седмица — особое время; она тесно связана с Пасхой и является целью Великого поста. Она издревле называется Великой, так как, по слову святителя Иоанна Златоуста, в эти дни Господь совершил великие дела — победил грех, диавола и смерть. С апостольских времён принято проводить эти дни в строгом воздержании. Для каждого дня Страстной седмицы есть особые воспоминания. В Великий понедельник, вторник и среду вспоминаются последние поучения и беседы Христа с народом и учениками, помазание Его миром и замысел Иуды о предательстве. В Великий четверг вспоминается Тайная Вечеря. В Великую пятницу — Распятие. В Великую субботу — пребывание Спасителя телом во гробе и сошествие душой во ад.

Молитвословия

Тропарь Лазаревой субботы, глас 1:

Общее воскресение/ прежде Твоея Страсти уверяя,/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе, Победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.

Кондак Лазаревой субботы, глас 2:

Всех радость Христос,/ True, Свет, Живот и мира воскресение,/ сущим на земли явися Своею благостию/ и бысть образ воскресения,// всем подая Божественное оставление.

Тропарь Архангела Гавриила

глас 4

Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крилу невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник Вышних сил.

Кондак Архангела Гавриила

глас 2

Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко Безплотных Архистратиг.

Молитва архангелу Гавриилу

О, святый великий Архангеле Гаврииле, Божию Престолу предстояй и озарением от Божественнаго света осиянный, ведением же непостижимых тайн о превечной Премудрости Его просвещенный! Всеусердно молю тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных и умоли Создателя нашего о отпущении грехов моих. О, святый великий Гаврииле Архангеле! Не презри мене грешнаго молящаго тебя о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое предстательство во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Архангел Гавриил
Публикации 26 июля 2023
Архангел Гавриил

Святой Архангел Гавриил — служитель Божественного Всемогущества, один из семи главных Ангелов, которые, согласно книге Товита, «приносят молитвы святых и входят пред славу Святого» (Тов. 12:15). Имя Гавриил означает на еврейском языке «сила Божия».

Десять фактов об ангелах
Публикации 21 ноября 2019
Десять фактов об ангелах

Ангелы — это бесплотные духи, обладающие свободной, волей и разумом. Слово «Ангел» с греческого языка переводится как «вестник». Прославление всех ангельских сил Церковь совершает 21 ноября.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.