10 апреля. Память преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского

4202
Фото

Седмица 4-я Великого поста

В этот день совершается память:

Преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Преподобного Стефана чудотворца, исповедника, игумена Триглийского (ок. 815).

Преподобномученика Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мучеников Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мученика Бояна, князя Болгарского (ок. 830).

Святого Николая Постникова исповедника, пресвитера (1931); священномученика Василия Малинина пресвитера (1938); мученика Иоанна Чернова (1939).

Преподобный Иларион Новый

Преподобный Иларион, игумен Пеликитский с юности посвятил себя служению Богу. Много лет он провел в затворе. За непорочность и святость жизни праведник получил от Господа дар прозорливости и чудотворения. Благодатной силой молитвы он вызывал дождь во время засухи, наполнял рыбой сети рыбаков в случае неудачного лова, исцелял больных и изгонял бесов. В 754-м году преподобный Иларион погиб мученической смертью во время гонений за почитание святых икон.

Преподобномученик Евстратий Печерский

Евстратий Печерский, родом из Киева, был взят в плен половцами и продан иудею вместе с другими пленниками в византийский Херсонес. Иудей решил принести его в жертву. Когда наступил день Воскресения Христова, он надругался над святым так, как в Евангелии надругались иудеи над Спасителем: пригвоздил подвижника к кресту. Мученик славил Бога на кресте и говорил: «Великой благодати сподобил меня Бог в нынешний день пострадать. И скажет Он мне, как и разбойнику: “Ныне же будешь со Мною в раю”. Ты же и другие иудеи с тобой заплачете ныне и зарыдаете: пришло вам время дать ответ Богу за кровь мою и кровь всех христиан». В тот же день пришло повеление от императора: изгнать из города всех иудеев, отнявши у них имение, а старейшин казнить, вследствие чего мучителя преподобного Евстратия повесили.

Преподобный Иларион Псковоезерский

Преподобный Иларион Гдовский, Псковоезерский, в 1460 году основал на берегу реки Желчи, недалеко от Гдова, Озерский Покровский монастырь. Обитель находилась на границе с Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно претерпевали нападения воинственного ордена. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, преподобный Иларион утвердил в монастыре высокое благочестие. Преставился святой в 1476 г.

Священное Писание

В Ветхом Завете мы неоднократно встречаем упоминания, что Бог гневался по тому или иному поводу. К примеру, книга Второзаконие приводит слова Моисея, которыми он обличает еврейский народ: «И при Хориве вы раздражали Господа, и прогневался на вас Господь, так что хотел истребить вас» (Втор. 9:8). Ветхозаветные рассказы о гневе Бога плохо сочетаются с новозаветным утверждением, что Бог есть любовь (см. 1Ин. 4:8), а потому в истории Церкви неоднократно находились люди, которые утверждали, что Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета — это не один и тот же Бог. Однако Ветхий Завет даёт объяснение самого понятия гнева Божия, и это объяснение снимает все противоречия. Найти его мы можем в отрывке из 26-й и 27-й глав книги пророка Исайи. Этот отрывок звучит сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения.

Глава 26.

21 ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих.

Глава 27.

01 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.

02 В тот день воспойте о нем — о возлюбленном винограднике:

03 Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него.

04 Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем.

05 Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною.

06 В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная.

07 Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?

08 Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.

09 И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.

В только что прозвучавшем отрывке мы услышали обращённые к народу Иудеи через пророка Исайю слова Бога, и в этих словах Бог сказал о Своём избранном народе как об Им Самим насаждённом винограднике. Этот образ довольно часто повторяется как в Ветхом, так и в Новом Заветах, и он вполне понятен: Господь создал народ, который должен хранить истину о Едином Истинном Боге. Господь делает всё ради сохранения этого народа, и, как следствие, ради сохранения истинного богопочитания. Ну а богопочитание, в свою очередь, необходимо ради возможности пришествия в мир Мессии и спасения всего человечества от порабощения греху и смерти. В этом состоит смысл существования избранного народа, и в этом же смысл действий Бога. Иногда то, что делает Бог, может показаться чрезмерно жестоким, но, когда мы размышляем о Его действиях такого рода, всегда необходимо иметь в виду конечную цель — пришествие в мир Христа Спасителя.

Именно об этом и сказал Бог через пророка Исайю: «Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нём волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем» (Ис. 27:4). Гнев — это то чувство, которое заставляет нас совершать необдуманные поступки, за которые чаще всего бывает ужасно стыдно. Но Бог не таков, Он не гневался и не гневается, Он защищает насаждённый Им виноградник — народ Божий. Как мы видим, понадобились века, чтобы сам избранный народ в лице своих лучших представителей смог это понять, и если Моисей ещё не был способен выразить мысль о благом попечении Бога в корректных словах, то пророк Исайя делает это вполне успешно, более того, Исайя вплотную подходит к новозаветному благовестию о Боге как о любви, ведь и в любви тоже нет гнева, но есть стремление всеми силами защищать любимого от всего того, что может ему навредить.

епископ Переславский и Угличский Феоктист // Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Молитва и пост обретают смысл только тогда, когда меняется состояние нашего сердца, а показателем этого изменения является наша способность прощать и просить прощения. А почему так? А потому что самый большой и опасный грех, от которого проистекают все другие грехи, — это гордыня. И человек опознает присутствие в себе гордыни именно через неспособность испросить прощения или простить другого человека. Это как некий индикатор, как лампочка, которая загорается на приборах, когда наступает некая опасность, например становится недостаточно кислорода или появляются вредные вещества в атмосфере. Есть приборы, которые немедленно реагируют на эту перемену, — загорается лампочка или раздается громкий звук, предупреждая человека об опасности. Вот так и в духовной жизни. Если мы не способны прощать, если мы не способны испрашивать прощения, считайте, что загорелась красная лампочка, предупреждающая нас об опасном состоянии нашей души.

Святитель Филарет Московский о чудотворных иконах

Как рассуждать о том, что многие с верою и усердием прибегают к одной известного наименования иконе Богородицы преимущественно пред другими? На сие ответствую, во‑первых, что человек, имеющий чистую и крепкую веру в благодатную силу Пресвятыя Богородицы, может благоуспешно приносить молитву пред всякою иконою Ея и удостаиваться услышания и благодеяний от Нея; потому что пред всякою иконою Богородицы приносимая молитва восходит к Самой Пресвятой Богородице, и, по вере, может низводить к человеку Ея благодатную силу и помощь; во‑вторых, что молитва, приносимая пред некоторыми чудотворными иконами Пресвятыя Богородицы, может быть особенно благоуспешна, частию по особенному устроению Провидения Божия, частию потому, что, где уже открылись по вере чудеса и благодеяния Божии, там и немощная вера человека близкими опытами удобнее возбуждается, укрепляется и привлекает свыше благодатную помощь. Только бы эта вера не останавливалась на одном образе, но простиралась к Самой Пресвятой Богородице.

Молитвословия

Тропарь, глас 8:

Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

Тропарь преподобномученика Евстратия Печерского

глас 7

Постником и мучеником явился еси похвала, преподобне Евстратие,/ прежде бо воздержанием плоть умертвив,/ последовал еси Христу, нося крест свой./ Последи же и сам на крест вознесен быв/ и копнем в ребра прободен,/ в руце Божий душу предал еси./ Колесницею огненною возносим на Небеса,/ сугубо венчался еси от Христа Бога/ и Спаса душ наших.

Кондак преподобномученика Евстратия Печерского

глас 8

Яко ревнитель страсти Владычней/ и постников усердный последователь сый,/ пленники учением твоим наставль, Христови привел еси, Евстратие,/ и нас, плененных страстьми, мольбами своими свободи/ и подражатели честному твоему житию покажи, зовущих:/ радуйся, испивый сладостне чашу Христовых страданий.

Тропарь преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского

глас 4

В молитвах бодрствуя,/ пресветлый храм Духа Святаго был еси,/ темже и чудотворец предивный явился еси,/ преподобне отче наш Иларионе./ О нас моли Христа Бога/ светом Божественнаго познания просветити ны/ и спасти души наша.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года