11 апреля. Память преподобного Иоанна Египетского, пустынника

4851
Фото

Седмица 4-я Великого поста

В этот день совершается память:

Мучеников Марка, епископа Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок. 364).

Преподобного Иоанна пустынника (IV). Святителя Евстафия исповедника, епископа Вифинийского (IX). Преподобных Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских.

Святого Михаила Викторова исповедника, пресвитера (1933).

Память архиепископа Подольского и Брацлавского Антония (Соколова). Уроженец Казанской губернии (ок. 1767), выпускник (1793) и преподаватель (1794-1797) Казанской духовной семинарии, префект (1797-1799) и ректор (1800-1808) Казанской духовной академии («старой»). Архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Казанского кремля (1799-1808). Скончался на покое в Задонском монастыре Воронежской епархии 29 марта 1827 г.

Память убиенного епископа Барнаульского Тарасия (Ливанова). Выпускник Казанской духовной академии (1902). Расстрелян под Новосибирском 11 апреля 1933 г.

Священномученик Марк, епископ Арефусийский

Священномученик Марк, епископ Арефусийский, пострадал за веру во Христа при имп. Юлиане Отступнике (361—363 гг.). Его схватили за то, что он разрушил идольское капище. Требуя от святого епископа выкуп за разрушенное капище, гонители изобретали все новые и новые муки, но, видя несокрушимую твердость святителя, отпустили его на свободу. Позже многие из них под влиянием бесед с ним обратились ко Христу. О страданиях св. Марка повествует свт. Григорий Богослов в «Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана».

Преподобный Иоанн Египетский, пустынник

Преподобный Иоанн вместе с матерью и сестрой скрывался во время гонений, но порой, не страшась, посещал ближнюю обитель. Стремясь к подвигам, он отпросился у матери, получил благословение у одного отшельника и удалился в пустыню. Юноша нашел пустой глубокий колодец, полный змей и скорпионов, и, помолившись, бросился вниз, но, чудесно поддержанный Ангелом, остался невредим. На дне колодца он провел в молитве без пищи и сна 40 дней, пока гады не покинули колодец. Юному подвижнику немало досаждали бесы, принимавшие образы матери, сестры, родственников и знакомых Иоанна, чтобы разжалобить его и заставить прервать подвиг. Но он отгонял их непрестанной молитвой. Пищу святому изредка приносил благословивший его пустынник. До самой своей кончины преподобный Иоанн жил в колодце, непрестанно подвизаясь в посте и молитве.

Преподобный Марк Псково-Печерский

Преподобный Марк жил в конце XIV века. Псковские монастыри тогда не раз разоряли ливонские рыцари. Спасаясь от смерти и плена, многие иноки бежали в горы. Именно при таких обстоятельствах преподобный Марк основал обитель в Каменецких пещерах. В синодике обители о нём говорилось: «первый Печерский инок Марк». Позже преподобномученик Корнилий (XVI век) усомнился в верности этой записи, так как до его времени не дошло письменных свидетельств о подвигах святого. Он приказал изгладить имя Марка из синодика, считая запись ошибочной. Внезапно святого Корнилия поразила тяжкая болезнь, и, недоумевая о её причинах, он молился, чтобы Бог ему это открыл. Получив извещение во сне, святой велел отнести себя ко гробу святого Марка. Испросив прощение, он вышел здоровым и повелел вновь внести имя Марка в синодик.

Священное Писание

Изначально Израиль был очень необычным государством — он управлялся напрямую Богом. Однако с течением времени люди утратили необходимую степень веры, и Бог дал им возможность избрать себе царя. Основную часть своей истории, описанной в Ветхом Завете, Израиль, как и все окрестные государства, управлялся царями. Одним из неизбежных следствий такого управления стало то, что цари начали уклоняться от исполнения прямых и однозначных повелений Божиих, отдавая предпочтение тем методам управления и решения возникающих вопросов, которые были актуальны для всех других государств древности. Но Ветхозаветный Израиль не был обычным государством, а потому Бог не позволял ему уподобляться кому бы то ни было. Ради предотвращения такого уподобления Бог посылал пророков, которые должны были напоминать волю Божию и призывать возлагать упование не на человеческий разум, а на Бога. Одна из пророческих речей такого рода содержится в 28-й главе книги пророка Исайи, отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения.

Глава 28.

14 Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме.

15 Так как вы говорите: "мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас,- потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя".

16 Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень,- камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.

17 И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства.

18 И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны.

19 Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас.

20 Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него.

21 Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие.

22 Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли.

Исайя был пророком южного царства — Иудеи, и всё пророческое служение Исайи пришлось на очень непростое время: Иудея жила под угрозой завоевания Ассирийским царством, и с этим необходимо было что-то делать. Цари Иудеи, будучи не религиозными, а государственными деятелями, видели спасение в том, в чём его видят правители всех других стран во все в времена — в укреплении обороноспособности государства. Но Иудея совсем небольшая, а Ассирия — гигантская империя, одолеть её своими силами невозможно, а потому иудейские цари искали поддержку у соседних государств. Сегодня довольно непросто сказать, какими были условия договора о военной помощи, но из текста книги пророка Исайи видно, что избранный царями метод защиты страны был далёк от идеального. Исайя выразил свою мысль со свойственной пророкам поэтичностью, он, обличая руководство Иудеи, сказал так: «Так как вы говорите: „мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдёт до нас, — потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя“» (Ис. 28:15). Однако Исайя не был тем человеком, который критикуя ничего не предлагает, а потому он тут же указал Источник не только жизни, но и победы — то есть указал на Бога.

Союз с языческими государствами был мерзостью в очах Божиих, и нет той цели, ради которой Бог мог бы её допустить и оправдать. Исайя напомнил, как кажется, очевидную для всякого верующего человека истину: союз со злом не может быть ничем оправдан, а потому не стоит и пытаться заключать такой союз, но стоит вспомнить, что у чтущего Бога человека есть тот Союзник, Которого не сможет одолеть никакая сила, этот Союзник — Сам Бог.

епископ Переславский и Угличский Феоктист // Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь совершил чудо — воскрешение Лазаря. Покойник, который четвертый день пребывал в гробовой пещере, по зову Спасителя вышел, и народ был охвачен ужасом. Люди были потрясены. Это ли не чудо? Это ли не явление Божией славы? Но даже это чудо не укрепило людей в вере. Ибо чудо может поражать воображение, но его созерцание не предопределяет силу человеческой веры, ведь даже самым очевидным чудесам сопутствует множество сомнений. <…> Чудо необязательно ведет людей к вере. К вере ведут жизненный подвиг, чистота сердца и ума, а главное, готовность принять Бога и умом, и сердцем.

Священномученик Илия Четвертухин о различии исповеди и покаяния

«Если впадешь в грех, большой или малый, то не отчаивайся, а прибегни к исповеди и к покаянию», — говорит преподобный Ефрем Сирин. Интересно, что… он различает исповедь и покаяние. Исповедь — это то, что сделала преподобная Мария Египетская, рассказав Зосиме… всю свою жизнь, все, что она считала противным Богу, а покаянием была ее жизнь в пустыне, все те подвиги, которые она понесла. Исповедь может быть без покаяния… когда человек видит и сознает умом свой грех, но чувством стоит на стороне его и, исповедав… продолжает делать то же самое. И покаяние может быть без исповеди, когда человек сознает всю свою мерзость, но не исповедуется… На самом же деле исповедь и покаяние должны быть соединены. Исповедь… помогает исполнять обязательство каждого христианина — удерживаться от греха.

Молитвословия

Тропарь Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских

глас 8

Яко светильницы, явистеся всесветлии/ в вертепе Царицы Богоматери,/ преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/ вы бо, крест Христов на рамо вземше,/ усердно тому последовасте/ и, чистотою Богови приближившеся,/ отонудуже силами чудес обогатистеся,/ тем и мы любезно прибегаем к вам и умильно глаголем:/ о преподобнии, молите Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских

глас 2

Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест на рамо вземше,/ понесли есте Божественне, вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие, в руках имуще крепко,/ победили есте бесовския ополчения,/ тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/ верных удобрение.

Новости по теме

Преподобный Иоанн Египетский, пустынник (4 век)
Жития святых 11 апреля 2017
Преподобный Иоанн Египетский, пустынник (4 век)

Жил и подвизался в IV веке. Оставив мир и приняв благословение от египетского пустынника Фармуфия, св. Иоанн удалился в глубь пустыни и поселился в глубоком пустом колодце, которой наполняли скорпионы и всякие гады.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.