12 апреля. Память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

3969
Фото

Седмица 3-я Великого поста

Преподобного Иоанна Лествичника (649). Святителя Софрония, епископа Иркутского (1771).

Пророка Иоада (X в. до Р. Х.). Апостолов Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Святой Еввулы, матери великомученика Пантелеимона (ок. 303). Преподобного Иоанна безмолвника (VI). Преподобного Зосимы, епископа Сиракузского (ок. 662).

Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайский (649)

Преподобный Иоанн Лествичник поступил в Синайский монастырь Святой Екатерины в 540 году, когда ему было 16 лет. В 75 лет он был избран игуменом Синайской горы и написал свою знаменитую книгу под названием «Лествица», в которой показал лествицу, или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. Эта лествица состоит из 30 ступеней во образ 30-летнего возраста Христова, в который прийти должен каждый христианин, чтобы стать праведным и совершенным.

Святитель Софроний, епископ Иркутский

Святитель Софроний был родом из Малороссии. С возрастом он, окончив Киевскую духовную академию, подвизался в различных обителях, пока во время его пребывания в Санкт-Петербурге на него не обратили внимание в Синоде. Благодаря своим талантам Софроний стал наместником Александро-Невской лавры. Епископом Иркутским святитель стал по воле императрицы Елизаветы Петровны как «лицо, вполне могущее подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского». Управляя епархией, святитель много сделал для просвещения местных народов, предлагая им для поселения монастырские земли. Сам он вел жизнь подвижника. По словам келейника, «пищу употреблял самую простую, служил весьма часто, бόльшую часть ночи проводил в молитве, спал на полу…»

Преподобный Иоанн Лествичник о памяти смертной

Как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий. Память о смерти призывает… к трудам и постоянным подвигам покаяния и к благодушному перенесению бесчестий. Истинный признак того, что человек помнит смерть в чувстве сердца, есть добровольное беспристрастие ко всякой твари и совершенное оставление своей воли. Как отцы утверждают, что совершенная любовь не подвержена падению, так и я утверждаю, что совершенное чувство смерти свободно от страха. Как бездну некоторые представляют себе бесконечною и место оное называют бездонным, так и помышление о смерти рождает чистоту нерастлеваемую и делание бесконечное… Должно знать, что память смертная, как и все другие блага, есть дар Божий… «Невозможное, — как некто сказал, — невозможное для человеков дело, чтобы настоящий день провели мы благочестиво, если не думаем, что это последний день нашей жизни».

Священное Писание

Как мы знаем из Евангелия, Господь Иисус Христос обличал современных Ему иудеев за то, что они, тщательно исполняя обряд, утратили понимание его сути. Естественно, что иудеев возмущали такие обличения. Однако Христос отнюдь не был первым из тех, кто произносил подобные обличения, мы можем их услышать и из уст пророков Ветхого Завета, к примеру, из уст пророка Исайи. Одно из обличений Исайи содержится в 29-й главе его книги, отрывок из которой сегодня звучит в православных храмах во время великопостного богослужения.

Глава 29.

13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;

14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.

15 Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?"

16 Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: "не он сделал меня"? и скажет ли произведение о художнике своем: "он не разумеет"?

17 Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?

18 И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.

19 И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля,

20 потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды,

21 которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого.

22 Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет.

23 Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым.

Как бы мы ни старались, но мы не сможем найти в Священном Писании утверждения, что Бог требует от человека лишь исполнения некоего обряда. Да, Бог дал обрядовые постановления потомкам праотца Иакова, но эти постановления не были ценны сами по себе, в каждом из них был свой смысл, ну а общая идея всех этих повелений Божиих сводилась к тому, что через их исполнение израильский народ должен был жить памятью о Боге и стремлением к исполнению сути закона Господня. Но человек устроен таким образом, что он способен исказить что угодно, он способен изначально благие вещи превратить в их противоположности.

Так произошло и с ветхозаветным обрядовым законом: он стал для большинства израильтян самоценным, люди начали видеть его смысл в нём самом, а в не в том, к чему должен был вести обряд. Это послужило причиной произнесения пророком Исайей слов, которые он услышал от Бога: «Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13). Эти слова с удивительной точностью описывают отношения с Богом любого человека, забывшего в своём увлечении обрядом о Боге, Бог в таком случае перестаёт быть Богом Живым, Он перестаёт быть Тем, с Кем у человека есть сердечное общение, и превращается в некую абстрактную силу, взаимодействие с которой сводится к произнесению установленных традиций слов и совершением правильных, с точки зрения обряда, действий. Традиция и обряд — это то, что пророк Исайя назвал «заповедями человеческими».

Есть они и в христианстве. Мы, как и люди Ветхого Завета, рискуем этими человеческими заповедями затмить Бога. Чтобы этого не произошло, нам стоит почаще обращать свой взор к Священному Писанию, задаваясь при этом молитвенным вопросом о том, чего ждёт от нас Бог в той или иной жизненной ситуации. Собственно, Великий пост — это как раз то время, которое необходимо посвятить стяжанию такого навыка. И дай Бог, чтобы у нас получилось достигнуть этой цели поста!

епископ Переславский и Угличский Феоктист // Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь сподобил нас достигнуть среды Страстной седмицы. В последний раз мы прочитали молитву преподобного Ефрема Сирина и теперь, полностью закончив поприще Святого и Великого поста, входим в особые дни воспоминаний о страданиях, смерти и Воскресении Господа и Спасителя нашего. Сегодня по уставу читается Евангелие (Мф. 26, 6—16), в котором повествуется о женщине, помазавшей ноги Спасителя драгоценным миром, и об Иуде, который, взирая на ее жертву, принимает страшное решение продать за деньги своего Учителя.

В чем заключается свобода воли. Формальная и нравственная свобода

Одна из важнейших черт образа Божия в человеке — свобода воли. Подобно тому как Бог обладает свободой, свободой обладает и человек. Между тем, если воля Творца абсолютно свободна — Он может делать, что хочет, когда хочет и как хочет, — то воля человека носит ограниченный характер.

Формальная свобода человека выражается, в частности, в том, что он может определять себя к той или иной форме деятельности, к той или иной цели и действию, направленному на достижению цели, способен выбирать из нескольких мотивов тот, какой считает наиболее выгодным или приемлемым.

Вместе с тем, воля человека проявляется и в отношении выбора между добром и злом, между хорошими поступками и плохими. Такие поступки подразумевают нравственную оценку. Способность человека осознанно и добровольно выбирать между добром и злом и называется нравственной свободой.

Молитвословия

Тропарь преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иоанне, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

глас 1

Плоды присноцветущия,/от твоей книги принося учения, премудре,/ услаждавши сердца, сим с трезвением внемлющих, блаженне:/ лествица бо есть, души возводящая от земли к Небесней и пребывающей славе/ верою чтущих тя.

Тропарь святителя Софрония, архиепископа Иркутского

глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние,/ добре управил еси иноческия обители/ и, архиерейства саном почтен быв,/ упасл еси Иркутскую паству,/ темже и по преставлении дарования чудес от Бога приял еси/ и молиши Христа Бога/ избавити нас от бед и спасти души наша.

Новости по теме

Святитель Софроний, епископ Иркутский
Жития святых 12 апреля 2017
Святитель Софроний, епископ Иркутский

После того, как почил в Бозе первый Иркутский святитель Иннокентий (Кульчицкий), вос-приемником ему оказался другой Иннокентий (Нерунович). Четырнадцать лет управлял он епархией, но в одной из поездок внезапно скончался, и кафедра оказалась вакантной.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.