13 апреля. Память преподобной Марии Египетской

6340
Фото

Неделя 4-я Великого поста. Глас 4.
Великий пост.

В этот день совершается память:

Преподобного Иоанна Лествичника (переходящее празднование в 4-ю Неделю Великого поста).

Преподобной Марии Египетской (522). Преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца (1404—1405). Преподобного Варсонофия Оптинского (1913).

Мученика Авраамия Болгарского, Владимирского, чудотворца (1229). Преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преподобного Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мучеников Геронтия и Василида (III). Праведного Ахаза.

Священномученика Сергия Заварина пресвитера (1938).

Мученик Авраамий Болгарский пострадал за Христа в столице Волжской Булгарии Великом Болгаре 1 апреля 1229 г. Частицы его мощей в настоящее время пребывают в храме мч. Авраамия (г. Болгар) и в Успенском Княгинином монастыре (г. Владимир).

Преподобный Варсонофий Оптинский до принятия монашества находился на военной службе в г. Казани.

Память архиепископа Чебоксарского и Чувашского Илария (Ильина). Временно управлял Казанской епархией с 26 мая 1944 по 18 февраля 1946 гг., будучи сначала епископом Ульяновским и Мелекесским, а с 1945 г. — Чебоксарским и Чувашским. Скончался в Чебоксарах 14 апреля 1951 г., погребен в притворе Введенского кафедрального собора г. Чебоксары.

Престольные праздники

Храм мч. Авраамия Болгарского г. Болгара Спасского района (Ч)

Храм сщмч. Кирилла Казанского (приставной престол в честь прп. Марии Египетской) г. Казани (К)

Преподобная Мария Египетская

Мария в 12 лет ушла из дома. Стать блудницей в ее родной портовой Александрии, полной пороков и соблазнов, было легче легкого. 17 лет провела Мария в грехе, пока не прибилась к паломникам, отплывавшим в Иерусалим. Видно, сам диавол толкнул ее соблазнять верующих, но враг не знал о Промысле Божием. Вместе с ними Мария подошла к храму Воскресения Господня — и вдруг словно наткнулась на стену. Видя вошедших попутчиков, она осознала, что Господь не допускает ее в святое место. Охваченная ужасом и глубоким раскаянием, она у входа, перед иконой Богородицы, стала просить Ее заступиться перед Богом. Внезапно на грешницу нашло просветление, она беспрепятственно вошла в храм — и вышла от Гроба Господня в мир другим человеком. Мария удалилась в пустыню и полвека провела в полном уединении, посте и молитве.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Оптинский старец Варсонофий (в миру Павел Плиханков) прошел блестящую военную карьеру, дослужился до звания полковника — и в 46 лет круто изменил свою жизнь. Решение пришло не в результате некоего удара судьбы, а долго вызревало в праведной душе военного, на удивление сослуживцев, избегавшего светских радостей. В какую обитель идти, ему подсказал журнал со статьей об Оптиной пустыни и старце Амвросии. Полковник принял постриг, вскоре был рукоположен в сан иеромонаха, был назначен духовником Шамординской женской пустыни. Во время Русско-японской войны преподобный был на фронте — исповедовал, соборовал, причащал раненых и умирающих, сам неоднократно подвергаясь смертельной опасности. Незадолго до кончины старец был назначен настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря в Коломне.

Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец

Родом из камских булгар, мученик Авраамий был воспитан в магометанской вере. Будучи зажиточным человеком, он занимался торговлей и неоднократно посещал Византию и Русь, где и познакомился с христианством. Впоследствии и сам принял святое крещение с именем Авраамий. В городе Булгар Великий, что в низовьях Волги, святой начал проповедовать Евангелие, за что и пострадал от своих соотечественников. Мученика долго и жестоко истязали, но он не отрекся от Христа. Тогда Авраамия четвертовали и отсекли его честную главу. После кончины праведника город Булгар сгорел почти дотла. Русские летописцы отмечали тогда, что эти пожары Господь посылал как наказание за невинную кровь Авраамия.

Священное Писание

Чем больше развивается наука и техника, тем более и более сильным ощущает себя человек на земле. Но всегда ли нам полезно ощущать собственную силу? И может ли быть полезным ощущение бессилия? Ответы на эти вопросы звучат в отрывке из 9-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 9.

17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

Приходя в храм, люди нередко ждут от священника проявления особенных способностей: мудрости, когда спрашивают совета, молитвенного заступничества, когда просят молиться. С подобным отношением ученики Христовы, как понятно из услышанного текста, сталкивались с самого начала. Причём нельзя сказать, что у этого не было никаких оснований, ведь возвращаясь после проповеди в окрестных городах, ученики рассказывали Спасителю, что им повинуются бесы. И хотя Он посоветовал им радоваться другому, сам по себе факт повиновения им лукавых духов в контексте сегодняшней истории, очень примечателен. Видимо, потому и пришёл к ученикам отец ребёнка, что они могли отвечать на такие просьбы. Но в этот раз всё иначе, и апостолы оказываются бессильны. Одну из причин Христос озвучивает публично — это неверие. Обычно отцы Церкви говорили, что речь идёт о неверии отца ребёнка или вообще всех иудеев. Судя по всему, это действительно так, ведь именно с отцом Спаситель потом говорит о вере и именно отец сам признаётся, что вера его слаба и буквально стала неверием. Как же так? Разве не он привёл сына к апостолам? Разве не он ждал от них чуда исцеления? Он. Верил и в то же время не верил. Потому так парадоксально звучат его слова.

На что же он рассчитывал, придя к ученикам Христа? На их силы. Думал ли он, что от него тоже что-то потребуется? Как кажется, нет. Он просто привёл сына, а апостолы должны были изгнать беса. Однако, что-то пошло не так... и теперь уже он обращается ко Христу. И снова «если что можешь... сжалься, помоги...». Ему жалко своего сына и по-человечески его можно понять. И Господь, конечно, готов помочь, но перед этим, Он открывает ему одну важную истину: от него, как от отца, требуется вера.

Мы привыкаем рассчитывать на силу, свою и или чужую, но порой для нас оказывается важен опыт бессилия. Он был важен для апостолов, важен для отца ребёнка, он бывает очень важен для нас... Потому что нередко именно из глубины бессилия мы по-настоящему обращаемся ко Христу.

священник Стефан Домусчи // Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Бог по любви к людям за них страдает. Если это делает Бог, если Он по плоти Сына Своего воспринимает страдания, то это самое важное, самое фундаментальное — всё вокруг этой истины. True заключается в том, что главным в жизни является любовь. Все остальное вторично. Вот почему и заповедь о любви становится главной заповедью христианства, вот почему Господь провозглашает эту заповедь не только словами, но подвигом Своей жизни. И одновременно Он показывает людям, что любовь всегда сопровождается жертвой. В каком-то смысле любовь становится синонимом жертвы, а жертва — синонимом любви, потому что если мы, любя другого, ничего не готовы для него сделать, то это не любовь... Нет другого пути для рода человеческого, нет другого пути к счастью и полноте жизни, как только тот путь, который нам указал Христос.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит о жизни с Богом

Мы Богом живем, Богом дышим, но не можем постичь Его величие, Его промысел! Он часто скрывает действия Своего Божественного промысла. Тем не менее, когда мы приобретаем святое смирение, тогда все видим и все живем Богом и явно ощущаем Его таинства. Тогда Он нам открывается! — Тогда мы уже начинаем Его любить. Это то, чего ищет Он. Первое, к чему Он стремится, — это наше счастье, как Он говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37—38). Да будет воля Господня. Я желаю думать о Христе! Распахните и вы свои руки и бросьтесь в объятия Христа. Тогда Он будет жить в вас. Тогда вы будете думать, что все еще мало любите Его, и будете еще больше желать приблизиться к Нему и быть одно вместе с Ним. Однако, чтобы это произошло, должна прийти Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая… Молитесь Богу с жаждой и любовью: в тишине, с кротостью, мягко, без насилия.

Стояние Марии Египетской

Пятая неделя Великого поста посвящена памяти преподобной Марии Египетской, а перед ней четверг 5-й седмицы поста часто называется «Мариино cтояние» или «Андреево cтояние», так как на утрени этого дня (астрономически — в среду вечером) читается полностью Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской. Традиция чтения канона в этот день прослеживается с IX века. Канон читается вместе с каноном преподобной Марии и перемежается на 4-й, 8-й и 9-й песнях двумя трипеснцами Постной Триоди, посвящёнными апостолам. Также после 6-й песни канона поются 16 тропарей на блаженнах, которые написаны, видимо, также святым Андреем. и в них приводятся нерассмотренные в самом каноне сюжеты из ветхозаветной Книги Судей. Чтение жития преподобной Марии разбивается на две части: первая читается до начала чтения канона, сразу после кафизмы и седальна, а вторая — после 3-й песни канона. В четверг утром, ради Великого канона, совершается Литургия Преждеосвященных даров.

Молитвословия

Тропарь мученика Авраамия Болгарского

глас 4

Днесь, благовернии людие, сошедшеся,/ восхвалим добляго сего мученика и страдальца Авраамия,/ сей бо, укрепляемь силою Божиею,/ душу свою положи за Христа,/ много пострадав от зловерных болгар./ Сего ради от Господа венец прият/ и ныне предстоит Ему/ и молится о граде сем/ и о всех нас, чтущих память его.

Кондак мученика Авраамия Болгарского

глас 8

Яко многоценное сокровище,/ принесено бысть от Болгарский страны во град Владимир/ пречестное тело твое, мучениче Авраамие,/ имже подавши всем чтущим преславную память твою обилие исцелений,/ предстоя на Небеси Христу Богу/ и моля Его о спасении душ наших.

Молитва мученику Авраамию Болгарскому

Святый мучениче Авраамие, доблий воине Христа, Царя Небеснаго, в скорбех и напастех преславный наш помощниче и защитниче! Ничтоже возможе отлучити тя от любве ко Господу Иисусу: ни лестная обещания благ временных, ни прещения, ни муки от злых врагов святейшия Христовы веры; ты, яко лев, изшел еси на брань противу волков мысленных, духов злобы, подвигших на тя, ради добраго твоего исповедания, единоплеменный тебе народ болгарский, и, яко огненная стрела, тех поразил еси силою благодати Святаго Духа и крепкия, яко смерть, любве твоея к Богу. Аще и пролиял еси кровь твою за Христа Бога нашего, погубив временную жизнь, обаче безсмертною душею, яко орел, воспарил еси в Горния обители Отца нашего, наследовав там вечную жизнь, славу и блаженство неизреченное и оставив нам нетленныя останки твоя, яко крин многоценный и благоуханный. Веруем, страстотерпче святый, яко, предстоя со Ангелы и всеми святыми Престолу славы Триипостаснаго Бога, усердныя и Богоприятныя возносиши молитвы не токмо о нас и о граде нашем, но и о всей святей Христовой Церкви и православнем отечестве Российстем. Веруем, преславный чудотворче, яко ты, силою Всемогущаго Господа Иисуса Христа, чрез святыя мощи твоя, источаеши обильныя дары благодатныя помощи во спасение всем, с верою к тебе притекающим, наипаче же испрашиваеши кончину с покаянием тебе чтущим и благосердно помогаеши немощным младенцем, да вси от мала до велика единодушно прославляем неисповедимое величие благости Божией. Темже верою и любовию ко святым мощем твоим припадающе и благоговейно оныя лобызающе, умоляем тя, добрый на Небеси наш молитвенниче и заступниче: помогай нам, грешным и смиренным, твоими молитвами во всех скорбех, нуждах и обстояниих наших, сохраняй нас и град сей от всякаго зла и всякия напасти, наипаче же споспешествуй вечному спасению нашему и всех, просящих от тебе помощи и заступления. Ей, смиренно молим тя, угодниче Божий: моли Христа Бога нашего, да даст Он мир и тишину всем православным Христианом и да отвратит от нас всякий гнев, на ны движимый, да избавит нас от сетей вражиих, томления во узах греха и мучений адских и да сподобит нас, недостойных, одесную Себе стати на Суде Своем праведном и внити в вечный покой святых Его, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих доброту лица Его; и тако возможем с тобою и всеми святыми безконечно прославляти Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Аминь.

Тропарь преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах

глас 3

Всечестный канонарше Геронтие,/ правилоначальный бывый в церкви/ и в правиле иночестем возсиявший светло,/ моли Христа Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Канонаршествуя, честный канонарше Геронтие,/ и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/ уподобился воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,/ поминай ны, любовию хвалящих тя.

Тропарь преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца

глас 3

Яко светозарная звезда,/ пришел еси от востока на запад,/ оставив отечество твое, Нижний Новград,/ и, дошед богоспасаемаго града Суждаля,/ в нем обитель сотворил еси,/ и собрал еси монахов множества,/ и, прием дар чудес от Бога, отче Евфимие,/ был еси о Христе собеседник/ и спостник преподобному Сергию./ С нимже у Христа Бога испроси нам здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.

Кондак преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца

глас 2

Волнений множество невлажно преходя,/ безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси,/ Богомудре Евфимие преподобне,/ тем и чудес дар приял еси,/ моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобной Марии Египетской

глас 4

Греха мглы избежавши,/ покаяния светом озаривши твое сердце, славная,/ пришла еси ко Христу,/ Сего Всенепорочную и святую Матерь/ Молитвенницу милостивную принесла еси./ Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление/ и со Ангелы присно срадуешися.

Новости по теме

В Великую Субботу митрополит Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме Казани В Великую Субботу митрополит Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме Казани

4 мая, в Великую Субботу, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил вечерню с Литургией святителя Василия Великого в храме преподобного Серафима Саровского города Казани.

В канун Великой Субботы митрополит Кирилл совершил в Казанском соборе утреню с чином погребения Спасителя В канун Великой Субботы митрополит Кирилл совершил в Казанском соборе утреню с чином погребения Спасителя

3 мая, в канун Великой Субботы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил утреню с чином погребения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Митрополит Кирилл совершил вечерню с выносом Плащаницы в Казанском кафедральном соборе Митрополит Кирилл совершил вечерню с выносом Плащаницы в Казанском кафедральном соборе

3 мая, в пятницу Страстной Седмицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил вечерню с чином выноса Святой Плащаницы в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

О событиях Великой пятницы
Публикации 2 мая 2024
О событиях Великой пятницы

Служба в Великую пятницу посвящена воспоминанию смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению Его.